Хишам ибн ал-‘Ас сподвижник, которого пророк ﷺ назвал верующим

Ответить
abu Hurayra_09
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Хишам ибн ал-‘Ас сподвижник, которого пророк ﷺ назвал верующим

Сообщение abu Hurayra_09 »



Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Хишам ибн ал-‘Ас сподвижник, которого пророк ﷺ назвал верующим


Хишам ибн ал-‘Ас ибн Ваил ас-Сахми (да будет доволен им Аллах) славный сподвижник пророка ﷺ, один из первых мусульман. Его мать Умм Хармала из бану махзум, сестра Абу Джахла. Опасаясь преследований со стороны своих неверующих родственников, Хишам (да будет доволен им Аллах) переселился в Абиссинию, а когда до него дошла весть о хиджре посланника ﷺ, он вернулся в Мекку, чтобы присоединиться к нему. Но соплеменники схватили его, не позволив ему совершить хиджру. В итоге он переселился в Медину лишь после битвы у рва, состоявшейся в 5 г.х./627 . Во всех последующих походах и сражениях посланника ﷺ Хишам (да будет доволен им Аллах) принимал самое активное участие, проявив себя умелым и мужественным воином. Одним из достоинств Хишама (да будет доволен им Аллах) было пророческое свидетельство о том, что он и его старший брат ‘Амр (да будет доволен ими Аллах) были людьми верующими. В Муснаде имама Ахмада приводится хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Двое сыновей ал-‘Аса — ‘Амр и Хишам — верующие». (Ибн Джарир ат-Табари, "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", (4/51); Ибн аль-Асир, "аль-Камиль фит-тарих", (3/168). Редакторы книги «Сийар а‘лам ан-нубала» (шейх Шу‘айб ал-Арнаут и шейх Мухаммад На‘ина ал‘Аркасуси) назвали иснад хорошим в силу подтверждающих его свидетельств. Существует мнение, что Хишам (да будет доволен им Аллах) пал мученической смертью в битве при Ярмуке. Согласно сообщении имама ат-Табари, имама ал-Вакиди и др, он погиб при Аджнедине в 13/636 от рук гассанидов, а его тело было расчленено на части под копытами животных, после чего его останки были захоронены его братом. Суфйан ибн ‘Уйайна (да смилуется над ним Аллах) рассказывал, что как-то, раз брата Хишама (да будет доволен им Аллах) спросили: «Кто лучше: ты или твой брат Хишам?» Он ответил: «Я расскажу вам о нём и о себе. Мы оба предложили свои души Аллаху, и Он принял его душу и оставил мою». Да будет доволен ими Всевышний Аллах!


Источник: Имам Табари. Тарих. Бейрут. Т. 2. С. 347; имам ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 4. С. 1539-1540; хафиз аз-Захаби. Сийар. Т. 3. С. 77-79.

Из книги «Сладость веры» стр.:302-303.
* * *

سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك



Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет никого достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние.



abu Hurayra_09
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Хишам ибн ал-‘Ас сподвижник, которого пророк ﷺ назвал верующим

Сообщение abu Hurayra_09 »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
abu Hurayra_09 писал(а):
15 июн 2020, 17:30
Существует мнение, что Хишам (да будет доволен им Аллах) пал мученической смертью в битве при Ярмуке.
Имам Ал-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) передал со слов Хузайфы ал-‘Адави : «Во время битвы при Ярмуке я пошёл искать сына моего дяди. У меня было немного воды, и я думал, что если он ещё жив, то я напою его. Найдя его, я спросил: “Напоить тебя?” Он утвердительно кивнул головой. Тут послышался стон мужчины: “Ох! Ох!” Сын моего дяди сделал знак, чтобы я отправился к нему. Это был Хишам ибн ал -‘Ас (да будет доволен им Аллах) . Я спросил: “Напоить тебя?” Он тоже утвердительно кивнул головой. Тут послышался стон другого мужчины: “Ох! Ох!” Хишам (да будет доволен им Аллах) сделал знак, чтобы я отправился к нему. Когда я подошёл к нему, тот уже был мёртв. Я вернулся к Хишаму (да будет доволен им Аллах), и он тоже был мёртв. Когда я вернулся к сыну моего дяди, тот тоже был мёртв».

имам ал Куртуби. Аль Джами‘ли ахкам аль-Къуран. Бейрут 1422. Т. 18. С. 28.
Там же стр.:88.

В тафсире имама ал-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) данная история приводится со слов некоего Хузайфы ал-‘Адави, сведений о котором я не нашёл в трудах мусульманских историков. Сама история очень похожа на рассказ о гибели ‘Икримы ибн Абу Джахла, его дяди ал-Хариса ибн Хишама и ‘Аййаша ибн Абу Раби‘а в битве при Ярмуке в 13/636. Он приводится в «Исти‘абе» и других биографических сочинениях. Однако его достоверность тоже сомнительна, поскольку существует мнение, что ‘Икрима погиб в битве при Аджнадине в период правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Как сообщает имам ал-Вакиди (да смилуется над ним Аллах), между его соратниками не было разногласий по этому поводу. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Имам Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 3. С. 1084; хафиз аз-Захаби. Сийар. Т. 1. С. 323-324; хафиз ибн Хаджар. Тахзиб ат-тахзиб. Т. 7. С. 230.

Там же стр.:302.

Коротко о битве при Ярмуке.


Река Ярмук (греч. Гиеромакс) левый приток реки Иордан, впадающий в неё ниже Тивериадского озера. В джумуда-лахира 13 г.х./августе 636 в каньоне реки Ярмук состоялось решающее сражение между армиями Халифата и Византии, определившее исход наступления мусульман на Сирию. Согласно сообщении имама ат-Табари (да смилуется над ним Аллах), со стороны Византии в сражении приняли участие 240 тыс. воинов, в том числе 80 тыс. всадников. Относительно численности мусульманской армии имам ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) приводит два сообщения. Согласно первому, армия мусульман состояла из 36 тыс. воинов: к основной армии, насчитывавшей 27 тыс. человек, примкнул 9-тысячный отряд Халида ибн ал-Валида (да будет доволен им Аллах) из Ирака. Согласно второму сообщению, восходящему к Абу ‘Убайде и Халиду (да будет доволен ими Аллах) , армия мусульман состояла из 46 тыс. человек: 27 тыс. основная армия, 3 тыс. беглецы из отряда Халида ибн Са‘ида, 10 тыс. — отряд Халида ибн ал-Валида, 6 тыс. — устоявшие воины бывшего отряда Халида ибн Са‘ида, которыми командовал ‘Икрима ибн Абу Джахл. В составе мусульманской армии находилось около тысячи сподвижников, в том числе около ста человек, принявших участие в битве при Бадре во 2 г. х. Несмотря на численное превосходство, византийцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв убитыми за три дня, по разным источникам, от 70 до 120 тыс. воинов. Не имея возможности собрать новую армию, император Ираклий принял решение оставить Сирию, предоставив защиту городов местным гарнизонам. В битве при Ярмуке мусульмане потеряли убитыми около 3 тыс. человек, среди которых были и некоторые первые мусульмане (Ну‘айм ибн ‘Абдаллах ал-‘Адави, Са‘ид ибн ал-Харб ас-Сахми, ан-Нудайр ибн ал-Харис ибн ‘Алкама и др.). Западные и российские историки скептически относятся к тому, как данное сражение описано в арабских источниках. Ставя под сомнение достоверность сведений относительно численности мусульманских и византийских войск, они занижают численность войск византийцев и понесённые ими потери. Комментируя сообщение Абу ‘Убайды, Э. Гиббон пишет: «Так как я не могу сомневаться в его правдивости и вместе с тем не могу верить названным им цифрам, то я вынужден предположить, что арабские историки держались обыкновения сочинять для своих героев речи и послания». Российский историк О. Г. Большаков полагает, что мусульманская армия состояла из 24-27 тыс. человек, а византийская превосходила её только в два раза. Не обосновывая свои догадки историческими сообщениями, исследователь ищет причины поражения византийцев в плохих погодных условиях: «Византийским атакам сильно мешали пыльный ветер из пустыни и солнце, светившее в глаза. Воины завязывали рот и нос, чтобы спастись от пыли. Возможно, что успеху мусульман способствовал сильный ветер со спины, ослаблявший точность обстрела и убойную силу стрел византийских стрелков». Не отрицая значимость погодных условий, хочется добавить, что, по сообщениям историков, стороны заняли свои позиции за месяц до начала сражения и византийцы первыми перешли в наступление. Несмотря на очевидную пристрастность, не позволившую исследователю отметить в числе причин успеха мусульман талант военачальников и мужество воинов, он всё-таки признаёт, что разгром византийцев был полным и открыл мусульманским армиям путь в Палестину, в Иорданию и на север — в Дамаск.


Источник:Ат-Табари Мухаммад ибн Джарир Тарих ал-умам ва-л-мулук Амман. С. 551-554. Амман: Байт ал-афкар ад-даулиййа.
Ибн ал-Асир, ал-Мубарак ибн Мухаммад ал-Джазари. Ал-Камил фи-т-тарих С. 302-303;. Амман. Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа.
Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи Т. 6. С. 105: Закат и падение Римской империи пер. с англ. М.: ТЕРРА, 1997.
Большаков О. Г. История Халифата Эпоха великих завоеваний (633—656) т.2.с.56-57. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.



Там же стр.:300-302.

Сражение при Йармуке


Войско мусульман насчитывало двадцать семь тысяч воинов, а войско христиан - сто двадцать тысяч. Командующие войсками послали к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) гонцов, докладывая обстановку и прося прислать подкрепление. Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) написал им в ответ, что они должны объединиться и превратить свои войска в одно: "Вы - помощники Аллаха, а Аллах помогает тем, кто помогает Ему, и оставляет без помощи тех, кто оставляет без помощи Его! Подобные вам терпят поражение не из-за малочисленности, а из-за грехов - опасайтесь же их!".
Потом Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: "А я отвлеку христиан от наущений шайтана посредством Халида ибн аль-Уалида".
И он послал к Халиду (да будет доволен им Аллах), который находился в Ираке, и велел ему отправиться в Шам. По прибытии в Шам Халид (да будет доволен им Аллах) должен был стать командующим объединённого мусульманского войска. Халид (да будет доволен им Аллах) оставил в Ираке вместо себя аль-Мусанну ибн Харису, а сам, не теряя ни минуты, отправился в Ирак в сопровождение девяти с половиной тысяч воинов. Желая сократить расстояние, Халид (да будет доволен им Аллах) повёл своё войско по дороге, по которой ещё никто не ходил. Это был очень трудный путь через пустыню и долины, в которых не было воды. Халид (да будет доволен им Аллах) взял с собой проводника - Нафи‘ ибн ‘Умайра ат-Таи.
Поскольку пустыня, которую пришлось пересечь Халиду (да будет доволен им Аллах) и его войску, была безводной, мусульмане напоили несколько верблюдов до отказа, используя их в качестве живых цистерн. Когда запасы воды кончились, они зарезали этих верблюдов и напоили водой, которой был наполнены их утробы, своих лошадей, чтобы те не погибли от жажды. Путь был преодолён за пять дней. Кто-то из арабов сказал Халиду (да будет доволен им Аллах): "Если ты к утру доберёшься до такого-то дерева, спасёшься вместе со своими спутниками, а иначе вас ждёт погибель!".
Халид (да будет доволен им Аллах) и его воины напрягли все силы и к утру добрались до названного дерева. Тогда Халид (да будет доволен им Аллах) сказал: "Утром хвалит человек ночное путешествие!" (то есть: "Утром видны результаты ночного путешествия - (прим. ред. А.И.)) Со временем его слова превратились в пословицу. Халид (да будет доволен им Аллах) был первым, кто произнёс их.
Один из арабов-христиан, которого византийцы отправили на разведку, вернувшись, доложил: "Я увидел людей, которые ночью - монахи, а днём - доблестные воины. Ей-богу, если бы кто-то из их предводителей украл, они отрубили бы ему руку, а если бы он совершил прелюбодеяние, они забили бы его камнями!".
Предводитель византийцев сказал: "Ей-богу, если он говорит правду, тогда нам лучше быть под землёй, чем на земле!".
Один из арабов-христиан сказал Халиду ибн аль-Уалиду (да будет доволен им Аллах), когда тот направлялся из Ирака в Шам: "Византийцев так много, а мусульман так мало!". Халид (да будет доволен им Аллах) сказал в ответ: "Горе тебе! Ты пугаешь меня византийцами? Когда Аллах помогает, войско как будто увеличивается, а когда Аллах не помогает, войско, будто уменьшается, и я молю Аллаха исцелить моего "аль-Ашкъара" (имя коня Халида), и пусть хоть в два раза увеличится численность их воинов!".
Махан, предводитель Византийцев, вызвал Халида (да будет доволен им Аллах) для переговоров, и Халид вышел к нему. Махан сказал: "Мы знаем, что вас заставила выйти из ваших земель суровая жизнь и голод. Давайте же я дам каждому из вас десять динаров, еду и одежду, и вы вернётесь к себе, а на следующий год мы пошлём вам ещё столько же".
Халид (да будет доволен им Аллах), отверг это предложение Махана словами: "Мы не из-за этого вышли с наших земель. Просто мы народ, который пьет кровь. И до нас дошла весть, что нет лучше крови, чем кровь византийцев, вот поэтому мы и пришли".
После этого имели место несколько поединков, после чего началось сражение. Византийцы подняли кресты и издавали звуки, напоминавшие гром, а их священники и епископы побуждали их к сражению и поднимали их боевой дух. Византийцы были многочисленны и отлично вооружены.
Однако мусульмане собрались с силами и пошли на византийцев все как один, и кончилось тем, что византийцы побежали, и сражение закончилось грандиозной победой мусульман. Ат-табари "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", событие 13 г.х. Также Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа".
Подвиги мусульман
‘Икрима ибн Абу Джахль сказал: "Я сражался с посланником Аллаха ﷺ в нескольких битвах, а теперь побегу от вас [то есть: "... от Византийцев"]?!".
Затем он воззвал: "Кто клянётся стоять насмерть?". Его дядя аль-Харис ибн Хишам поклялся.
К нему присоединился Дырар ибн аль-Азуар с четырьмя сотнями доблестных воинов. Они сражались перед шатром Халида (да будет доволен им Аллах). Все они получили ранения. Некоторые были убиты, в том числе и Дырар ибн аль-Азуар (да будет доволен им Аллах).
Передают, что, получив смертельные ранения, эти воины стали просить воды. Когда одному из них подносили воду, он, увидев, что другой тоже просит пить, говорил: "Отдайте воду ему". И каждый из них говорил так, и все они умерли, так и не испив воды. Ат-табари "Тарих аль-Умам уаль-Мулюк", событие 13 г.х.
Мусульмане разделили церковь Йуханны (Иоанна) на две части. Одна осталась церковью, а другая была превращена в мечеть. Сегодня это соборная мечеть Дамаска.

См: Период из исламской истории от кончины Пророка ﷺ до гибели Хусайна в 61 г.х.
Автор шейх Усман аль-Хамис.стр.:57-59.




Ответить