Признает ли Ислам наличие инфекции?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3065
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Признает ли Ислам наличие инфекции?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Признает ли Ислам наличие инфекции, и понимание хадиса: «Нет заразы»

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В связи с распространением вестей о массовой эпидемии коронавируса в наши дни, некоторые мусульмане стали разногласить по поводу такого положения, как заражение. Одни аргументируются хадисами о том, что необходимо бежать от прокажённого, как ото льва, а, следовательно, это касается каждого больного заразной болезнью, способной нанести вред здоровью. А другие порицают тех, кто стал опасаться коронавируса, обвиняя их в чрезмерности, упоминая при этом хадисы о том, что зараза – ложь и что никто неспособен никого заразить. К тому же следует отметить, что сторонники второго мнения дали очередной повод безбожникам упрекать нашу славную религию и нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обвиняя Ислам в том, что он отрицает такое понятие, как инфекция. Но вызывает удивление то, как сами безбожники пытаются проигнорировать тот факт, что первым человеком, установившим правила карантина, был именно Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)!
Из-за важности данного вопроса, в частности в наше время, хотелось бы указать мусульманам на то, как важно для правильного понимания хадисов одной главы собирать их все вместе, и смотреть на то, как имамы нашей общины объединяли и понимали их. Ведь имам Ахмад говорил: “Если не собрать все передачи хадиса, то его смысл не будет ясен до конца. Ведь хадисы поясняют друг друга”. аль-Хатыб в “аль-Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” 2/212.
Имам аш-Шатыби сказал: “Многие невежды используют в качестве аргументов в свою пользу недействительные доводы, или же используют действительные доводы, но ограниченно, не рассматривая их все в совокупности”. См. “аль-И’тисам” 1/222.

Хадисы, внешне указывающие на то, что зараза – ложь
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет заразы, нет дурных примет, не приносит беды крик совы, не несёт в себе злополучия месяц Сафар, [не посылают звёзды дождя и нет злого духа]». аль-Бухари 5757, Муслим 2220, 2222.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет заразы», - один бедуин спросил его: “О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о моих верблюдах, которые подобны оленям на песке, но когда среди них появляется паршивый верблюд, все они начинают болеть паршой?” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А кто же заразил первого?!» аль-Бухари 5717.
В другой версии сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ничто неспособно ничего заразить», - повторив свои слова трижды. Тогда встал один бедуин и сказал: “О Посланник Аллаха, но ведь маленькое пятно парши на губе одного верблюда или его хвосте делает паршивыми всех верблюдов!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) промолчал некоторое время, а потом сказал: «А кто же заразил первого?! Нет заразы, не несёт в себе злополучия месяц Сафар и не приносит беды крик совы. Аллах сотворил каждую душу и предписал ей её жизнь и смерть, её бедствия и удел». Ахмад 2/327. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1152, “Тахридж аль-Муснад” 8325.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Четыре вещи среди членов моей общины являются деянием доисламского невежества (джахилия), которые люди так и не оставят. Из их числа:
- причитание по умершему;
- ругань происхождения людей;
- вера в заразу, по причине того, что один плешивый верблюд заражает сотню верблюдов. Но кто тогда заразил первого верблюда?!
- вера в звёзды, когда люди говорят: “Нам был послан дождь по причине такой-то и такой звезды”». Ахмад 2/455, ат-Тирмизи 1001. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 735, “Тахридж аль-Муснад” 7908.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Зараза – из числа убеждений времен доисламской джахилии, поскольку они считали, что если больной войдёт к здоровым, то он непременно заразит их всех и они заболеют. То же самое они говорили и в отношении верблюдов. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отверг это и опроверг их сомнение одним предложением, сказав: «А кто же заразил первого?» Смысл этих слов таков: «Первый верблюд, который по их заявлению заразил остальных здоровых, сам как заразился паршой?» Если и первого верблюда в стаде заразил другой верблюд, то это означает наличие бесконечного регресса, у которого нет начала (что является ошибкой и заблуждением). Но поистине, Тот, Кто стал причиной заражения первого верблюда Он и стал причиной заражения второго и других, а это – Аллах, Творец всякой вещи и Владыка над всякой вещью. Данное заблуждение, которое было присуще арабам-язычникам, было присуще также и естествоведам, а затем перешло и к му’тазилитам”. См. “аль-Муфхим” 5/620-621.
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды взял за руку прокажённого и стал кушать вместе с ним с одной тарелки, говоря: «Кушай с именем Аллаха, доверяя Аллаху и уповая на Него». ат-Тирмизи 1817, Абу Дауд 3925, Ибн Маджах 3542.
Но, несмотря на то, что некоторые поздние хафизы посчитали иснад этого хадиса хорошим, большинство имамов, включая и ранних, отвергло этот хадис по причине передатчика по имени аль-Муфаддаль ибн Фадаля. И среди тех, кто считал этот хадис слабым: аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн ‘Ади, аль-‘Укъайли, аль-Багъауи, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани, и др. См. “ад-Дуафа” 428, “аль-Камиль фи-дду’афа” 2/396, “Задуль-ма’ад” 4/141, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1144.
Однако следует отметить, что передаётся достоверно от некоторых сподвижников, как они ели вместе с прокажёнными, что как минимум указывает на то, что это дозволено. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/487, “ат-Турукъ аль-хукмийя” 286.
Итак, исходя из этих хадисов и асаров, группа имамов отрицала такое явление, как заражение.

Хадисы, внешне указывающие на то, что зараза – истина
Со слов Усамы ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её». аль-Бухари 5727, Муслим 2218.
Этот хадис самым ясным образом указывает на то, что именуется в наше время карантином! Высказавший это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) жил в 7 веке 1450 лет назад, тогда как первый карантин, упомянутый в истории Европы, возвращается лишь к 14 веку. Однако задолго до европейцев, первыми в мире, кто стал массово воплощать положения карантина, были мусульмане Шама и Египта во время постигшей их эпидемии.
Шейх аль-Альбани сказал: “Нельзя входить на землю, где разразилась чума из-за опасения, что она поразит вошедшего. И нельзя тому, кто пребывает на этой земле покидать её, так как есть опасение, что он занесёт эту болезнь на землю, где её не было”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 212.
Шарид ибн Сууейд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Среди членов делегации племени Сакыф был один прокажённый мужчина, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал к нему сообщить: «Мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся». Муслим 2231.
Упомянув хадис о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал за руку прокажённого и кушал с ним с одной посуды, шейх аль-Альбани сказал: “Иснад этого хадиса слабый, тогда как в достоверном хадисе передаётся то, что противоречит ему. В Сахихе Муслима сообщается, что когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек, чтобы присягнуть ему и протянул руку, на которой была проказа, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Возвращайся, мы приняли твою присягу». Сл. “Тасджилят аль-мутафаррикъа” № 211.
Далее, со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует помещать больного заразой (верблюда) вместе со здоровым». аль-Бухари 5774.
И если это касается даже животных, тогда что говорить о людях?!
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет заразы, нет дурных примет по полету птиц или совы, и нет ничего плохого в месяце Сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва!» аль-Бухари 5707, Муслим 2220.

Что же касается сообщения от Футаймы: “Как-то я зашла к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах) и спросила её: “Говорил ли Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о прокажённом: «Бегите от него, как ото льва»?” - мать правоверных ответила: «Нет! Однако он говорил: «Нет заразы! Кто же заразил первого?» Также у нас был вольноотпущенник, болевший проказой, и он ел из моей посуды, пил из моей кружки и спал на нашей кровати”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 3/30.
Это сообщение не является достоверным, поскольку в его иснаде двое неизвестных передатчиков: Нафи’ ибн аль-Къасим и Футайма, с чьих слов передаётся это сообщение. См. “Анис ас-сарий” 2/6331, “Тахкык Тайсир аль-‘Азиз” 1/756.
Имам аз-Захаби сказал: “Дозволяется отдаление от прокажённого и отказ от еды вместе с ним, однако это следует делать так, чтобы прокажённый не почувствовал этого, поскольку такое может его обидеть. Но тот, кто будет кушать с ним, уповая на Аллаха, тот – правоверный”. См. “ас-Сияр” 2/493.
К этим словам аз-Захаби шейх Шу’айб аль-Арнаут сделал следующее примечание: “Нет сомнения в том, что тот, кто будет кушать с прокажённым, является правоверным, однако тем самым он допускает оплошность. Ведь достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Убегай от прокажённого, как убегают ото льва». А что касается хадиса, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял прокажённого за руку и ел с ним с одной посуды, то этот хадис является слабым, поэтому не подобает на него опираться и обращаться к нему”. См. “Тахкыкъ ас-Сияр” 2/493.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто лёг спать, а на его руке остался жир и запах (от мяса), которые он не смыл, а затем его постигло что-то, то пусть не винит никого, кроме себя!» Абу Дауд 3852, ат-Тирмизи 1860, Ибн Маджах 3297. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Багъауи, Ибн Хаджар, Ибн Муфлих, ас-Саффарини, аль-Альбани. См. “Шарх ас-Сунна” 6/91, “Фатхуль-Бари” 9/572, “аль-Адаб аш-шар’ия” 2/238, “Кашф аль-лясам” 6/573, “Сахих ат-таргъиб” 2166.
Касательно слов: «затем его постигло что-то», учёные говорили, что он может заболеть какой-либо болезнью, или это привлечёт различных опасных насекомых, или его может поразить джин, которого привлекли остатки мяса. См. “Файдуль-Къадир” 5/237, “ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-сагъир” 10/156, “Аунуль-Ма’буд” 2/1748.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В своё время ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) выступил в поход на Шам. Когда же он достиг селения Сарга, его встретили командиры войск, а именно – Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась эпидемия чумы. Тогда ‘Умар велел: «Позови ко мне первых мухаджиров», и я позвал их к нему. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились. Некоторые говорили: «Ты выступил в поход ради конкретного дела, и мы не считаем, что ты должен от него отказаться».
Другие же говорили: «Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и мы не считаем, что тебе следует вести их туда, где распространилась эта чума».
Выслушав их, ‘Умар сказал: «Теперь оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне ансаров», и я позвал их к нему. ‘Умар обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях.
Выслушав их, ‘Умар сказал: «Теперь оставьте меня», а потом велел: «Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до покорения Мекки», и я позвал их. Среди них никаких разногласий не возникло, и все они говорили: «Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, где распространилась эта чума».
После этого ‘Умар обратился к людям со словами: «Утром я отправляюсь назад в путь, и вы должны приготовиться к этому».
Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: «Значит ты хочешь убежать от предопределения Аллаха?»
‘Умар воскликнул: «О если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда! Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха! Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в долину с одной стороны покрытую травой, а с другой – бесплодную, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?! А если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?!»
Потом пришёл ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф (да будет доволен им Аллах), который сначала отсутствовал по каким-то делам, и сказал: «Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её, убегая от чумы».
Что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул эти места”. аль-Бухари 5729, Муслим 2219.
Следует отметить, что в некоторых сборниках упоминаются сообщения о том, что в последствии ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) каялся за то, что бежал от чумы, так как в хадисах бегство от чумы сравнивается с бегством с поля боя.
Ответом на это является то, что, во-первых, эти асары не являются достоверными со стороны иснада. См. “Тахкыкъ Тахзиб аль-асар” /Муснад ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф/ 1/74-75.
А во-вторых, подобные хадисы касаются тех, кто уже находится в данном городе, где разразилась чума, тогда как ‘Умар был по пути в Шам и не вошёл туда, чтобы быть тем, кто убежал от чумы.
Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф передав, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет заразы» и: «Пусть больного не приводят к здоровому», сказал: “Сначала Абу Хурайра передавал оба этих хадиса со слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но потом перестал передавать хадис: «Нет заразы», ограничиваясь хадисом: «Пусть больного не приводят к здоровому». И как-то аль-Харис ибн Аби Зубаб, сын дяди Абу Хурайры, сказал ему: «О Абу Хурайра, я всегда слышал, как вместе с этим хадисом ты передавал нам и другой. Прежде ты всегда говорил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет заразы». Однако Абу Хурайра отказался признать это и вновь сказал: «Пусть больного не приводят к здоровому». Но аль-Харис продолжал спорить с ним, пока Абу Хурайра, разгневавшись, не заговорил по-эфиопски, после чего спросил аль-Хариса: «Знаешь ли ты, что я сказал?» Тот сказал: «Нет». Абу Хурайра сказал: «Поистине, я сказал: «Я отвергаю это». Клянусь, что Абу Хурайра действительно передавал нам, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет заразы», и я не знаю, забыл Абу Хурайра об этом, или одни слова отменили другие». Муслим 2221.
Однако следует отметить, что хадис со словами: «Нет заразы» передавал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не только Абу Хурайра, однако и более десяти других сподвижников.
‘Уруа рассказывал: “Как-то в один из дней я подошёл к аз-Зубайру (да будет доволен им Аллах), возле которого стоял человек, болевший проказой. Когда я пожелал коснуться его, аз-Зубайр сделал мне жест, веля мне отойти, опасаясь того, что я коснусь его”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 1358. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Базль аль-ма’ун фи фадль ат-та’ун” 288.
Итак, исходя из этих хадисов и асаров, группа имамов посчитала, что хадисы, в которых говорится: «Нет заразы», являются отменёнными.

Как имамы совмещали хадисы данной главы
Следует отметить, что большинство учёных опирались на все хадисы данной главы и совмещали их, отвергая заявления о том, что какие-то из них является отменёнными, говоря, что между ними нет никакого противоречия. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном хадисе говорил: «Нет заразы, нет дурных примет по полету птиц или совы, и нет ничего плохого в месяце Сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва!» аль-Бухари 5707, Муслим 2220.
Т.е. сказав о том, что заразы нет, в этом же хадисе, он всё равно повелел, чтобы люди сторонились прокажённого.
Однако в понимании объединения хадисов данной главы у них было два известных мнения:
Группа имамов считала, что хадисы первой главы указывают на то, что заразы как таковой не существует. А что касается других хадисов, в которых говорится о карантине, о том, чтобы не посещать землю, где разразилась чума или не покидать её, если ты уже находишься там; или бежать от прокажённого; или хадисы, запрещающие заводить больных к здоровым, то они сказали, что эти тексты, запрещающие находиться с заражёнными, для того, чтобы закрыть пути, ведущие к тому, чтобы слабый верой человек в случае заражения не посчитал, что причиной этого стала именно зараза, а не предопределение Всевышнего.
И это мнение выбрали такие имамы, как Малик, Абу ‘Убайд, Ахмад, ат-Табари, ат-Тахауи, Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, Ибн Хаджар и др. См. “Гъариб аль-хадис” 2/16, “Тахзиб аль-асар” 3/33, “Шарх мушкиль аль-асар” 2/253, “Тафсир аль-Къуртуби” 3/234, “аль-Адаб аш-шар’ийя” 3/360, “Базль аль-ма’ун фи фадль ат-та’ун” 342.

Другие же имамы сказали, что на самом деле зараза имеет место быть, и она – истина, являющаяся причиной болезни, установленной Аллахом, как и прочие виды и причины болезней. А что касается хадисов, отрицающих наличие заразы, то смысл их в том, что зараза не распространяется сама по себе хаотично по своему желанию, как это полагали люди во времена доисламского язычества и как это полагают в наше время безбожники. Т.е. зараза существует и поражает людей, но не сама по себе, а только по воле Аллаха и Его предопределению.
И это мнение выбрали такие имамы, как аш-Шафи’и, Ибн Къутайба, аль-Байхакъи, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, Ибн Муфлих и др. См. “ас-Сунан аль-кубра” 7/216, “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 415, “Мифтаху дари-сса’ада” 2/234, “Лятаиф аль-ма’ариф” 75, “аль-Адаб аш-шар’ийя” 3/363, “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 754.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Такие болезни, как проказа и песь, по заявлениям знатоков медицины и экспертов, часто передаются от мужа к жене. Эти болезни препятствуют половому акту. Вряд ли есть такой, кто смог бы вступить в близость с той, кто болеет такой болезнью, как и женщина не захочет вступать в близость с тем, кто болеет этим. Что же касается их ребёнка, то становится ясным, а Аллах ведает об этом лучше, что если он родится у прокажённых или болеющих песью родителей, то редко бывает так, чтобы он не заразился. Но даже если он и спасётся от этих болезней, то они передадутся его потомству. И мы просим у Аллаха избавления”. См. “аль-Умм” 5/76.
Хафиз аль-Байхакъи сказал: “Что касается достоверно переданных слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет заразы», то речь идёт о том значении, которое вкладывали в это люди во времена доисламского язычества, которые причисляли причину заражения не к Всевышнему Аллаху. Однако по Своей воле Аллах делает так, что если здоровый человек контактирует с больным, он заражается от него”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 7/216.
Об этих словах аль-Байхакъи шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али Шейх сказал: “Это – самое лучшее, что было сказано по данному вопросу”. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 754.
И такое совмещение хадисов этой главы избрали многие современные учёные, в числе которых Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури, аль-Альбани, Ибн ‘Усаймин, Салих аль-Фаузан, и др. См. “Миннатуль-Мун’им фи шарх Сахих Муслим” 3/475, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/614, “аль-Къайль аль-муфид аля Китаб ат-таухид” 2/83, “Иная аль-мустафид” 2/9.

Таким образом, правильным мнением является то, что зараза имеет место быть, на что указывают ясные пророческие хадисы, а также и действительность. Однако зараза поражает только по воле Всевышнего, который сделал её причиной болезни точно так же, как и другие причины, как скажем, человек простыл и заболел простудой; или заболел по причине жаркого климата или холодного; или его ужалило ядовитое животное; или он изнурился, его иммунитет ослаб и заболел, и т.д. Точно так же, как подобные причины болезней являются установленными Аллахом, так же и зараза из числа причин, приводящих к болезням.
В упомянутом ранее сообщении о том, как ‘Умар вернулся с похода на Шам, содержится ясное указание на то, что он принял решение вернуться ещё до того, как ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф поведал им пророческий хадис: «Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её, убегая от чумы».
Также в асаре от ‘Уруи говорилось, что когда он будучи ребёнком пожелал прикоснуться к прокажённому, аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам запретил ему это. А ведь он был ребёнком и факт наличия у него какого-то необходимого убеждения по вопросу заразы сомнителен, но тем не менее аз-Зубайр запретил ему трогать прокажённого. И если бы он считал, что заразы как таковой не существует, то он не обратил бы на это внимания.
Тарикъ ибн Шихаб рассказывал: “Мы часто беседовали в кругу Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), но в один из дней он сказал нам: «Вы не заслуживаете упрёка за то, что будете отдаляться от меня, ибо эта чума поразила членов моей семьи. И кто желает из вас удалиться (опасаясь заразиться), пусть удаляется. Однако остерегайтесь двух вещей:
Чтобы люди говорили: «Человек покинул данное место и остался здоровым, а другой остался и заболел. И если бы я оставался сидеть там так же, как семья такого-то, то я заразился бы так же, как и семья такого-то».
И чтобы говорил тот, кто остался и заболел: «Если бы я ушёл так же, как ушла семья такого-то, то остался бы здоровым так же, как и его семья».
Поистине, я расскажу вам о чуме. Я был вместе с Абу ‘Убайдой ибн аль-Джаррахом во время чумы, которая разразилась в Шаме. В то время ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал письмо Абу ‘Убайде (да будет доволен ими Аллах), в котором говорилось следующее: «У меня появилось срочное дело, в котором мне никто не сможет тебя заменить, и ты срочно мне нужен. И если моё письмо дойдёт до тебя ночью, то не дожидайся утра, чтобы отправиться ко мне, а если оно дойдёт до тебя утром, то не дожидайся ночи!»
Когда же Абу ‘Убайда прочитал это письмо, он сказал: «Я понял, чего желает повелитель правоверных. Он желает сохранить того, кто уже не является сохранённым», - после чего написал ему ответное письмо, в котором сказал: «Поистине, я понял, о какой важной нужде касательно меня мне ты говоришь, но прошу, о повелитель правоверных, избавь меня от того, чем ты меня обязываешь. Поистине, я пребываю в войске мусульман и не желаю для своей души покидать их».
Когда же ‘Умар прочитал это письмо Абу ‘Убайды, то стал плакать. А когда его спросили: «Абу ‘Убайда умер?», - он ответил: «Нет, но уже близок к этому».
После этого ‘Умар написал ему следующее: «Поистине, земля Иордании влажная и в ней чума, а местность Джабия будет подальше от неё. Так поднимись же с мусульманами к Джабия».
Прочитав письмо ‘Умара, Абу ‘Убайда сказал: «Это то, в чём мы будем слушаться и повиноваться повелителю правоверных», после чего повелел мне седлать животных и разместить людей по новым местам. Однако я ответил ему: «Поистине, я не могу сделать этого».
Он спросил: «Твоя жена заболела чумой?»
Я сказал: «Да».
После этого он сам решил сесть на животное, но обнаружил следы заражения чумой, после чего Абу ‘Убайда скончался, а чума стихла”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1/85-86 (113), ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” 4/121-122 (6898). Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “Базль аль-ма’ун фи фадль ат-та’ун” 272.
Как мы видим из этого асара, сподвижник Абу Муса, пребывавший в среде бушующей чумы, не отрицал наличие такого явления, как заражение, однако порицал неправильные убеждения, которые могут иметь место при эпидемиях и заражении, сказав: “Остерегайтесь двух вещей: Чтобы люди говорили: «Человек покинул данное место и остался здоровым, а другой остался и заболел. И если бы я оставался сидеть там так же, как семья такого-то, то я заразился бы так же, как и семья такого-то». И чтобы говорил тот, кто остался и заболел: «Если бы я ушёл так же, как ушла семья такого-то, то остался бы здоровым так же, как и его семья»”.
Также в словах: “Когда же ‘Умар прочитал это письмо Абу ‘Убайды, то стал плакать. А когда его спросили: «Абу ‘Убайда умер?», - он ответил: «Нет, но уже близок к этому»”, - указание на то, что предположение о смерти человека, находящегося на земле, где бушует чума, не является претензией на сокровенное, поскольку общеизвестно, что Аллах сделал чуму и заразу причиной смерти.
Шахр ибн аль-Хаушаб передал от Рабаха – человека из числа его племени, который женился на его матери после смерти его отца, и который был свидетелем чумы в Шаме, именуемой «‘Амауас»: “Когда началась чума, Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах (да будет доволен им Аллах) вышел к людям произнести проповедь и сказал: «О люди! Поистине, эта болезнь является милостью от вашего Господа, мольбой вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и смертью праведников до вас. И поистине, Абу ‘Убайда просит Аллаха о том, чтобы Он дал ему долю от этой чумы». После этого его поразила чума, и он умер, да помилует его Аллах.
Затем наместником после него там был назначен Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), который в один из дней встал среди людей произносить проповедь и сказал: «О люди! Поистине, эта болезнь является милостью от вашего Господа, мольбой вашего Пророка и смертью праведников до вас. И поистине, Му’аз просит Аллаха о том, чтобы Он дал долю от этой чумы его семье». После этого заболел его сын – ‘Абду-р-Рахман и умер. Затем Му’аз воззвал к Аллаху за себя, и зараза перешла ему на ладонь. И я видел, как он смотрел на свою ладонь, затем целовал тыльную сторону ладони и говорил: «Я бы не променял ничего из мира этого на то, что поразило мою руку!»
Когда же умер Му’аз, его сменил ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах), ставший наместником, который обратился к людям со следующими словами: «О люди! Поистине, когда эта чума постигает, то она бушует подобно разгоревшемуся огню. Так уходите же от неё в горы».
Тогда Абу Уасиля аль-Хузали (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Ты солгал! Клянусь Аллахом, я был сподвижником Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а ты хуже, чем мой осёл».
На это ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану отвечать тебе на эти слова. Аллах Свидетель, что мы не будем его за это наказывать». Затем он направился (в горы) и вышли мусульмане вместе с ним, после чего разделились, и Аллах избавил их от чумы.
Когда же вести о предложении ‘Амра дошли до ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), клянусь Аллахом, он не стал этого порицать”. Ахмад 1/196, ат-Табари в “ат-Тарих” 2/569. Иснад хороший. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 6/246.
Шейх Ахмад ас-Са’ати сказал: “Повелел ‘Амр ибн аль-‘Ас мусульманам и указал им на то, что необходимо создавать причины, которые уберегут их от зла эпидемии, несмотря на то, что он сам и все они знали прекрасно о том, что случится только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не случится”. См. “аль-Фатх ар-Раббани” 4/4435.
Поэтому в данном случае хадисы со смыслом: «Нет заразы» можно сравнить с хадисом, в котором говорится о том, что верящий в колдовство в Рай не войдёт. Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари и Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пьяница; человек, порывающий родственные связи; и человек, верящий в колдовство, в Рай не войдут». Ахмад 3/14, 3/83, 4/399, аль-Хаким 4/146, Ибн Хиббан 5346, 6137. Хадис хороший. См. “Сахих ат-Таргъиб” 3050, “Гъаятуль-марам” 291, “Тахридж аль-Муснад” 19569.
Внешне этот хадис понимается так, что верить в наличие колдовства запрещено, хотя в действительности колдовство – это установленный факт Кораном и Сунной, и верить в него необходимо. Однако в данном хадисе речь идёт о том, кто верит, что колдовство действует непременно и влияет на вещи само по себе без воли Аллаха и Его установления. Тогда как в Коране сказано: «Они (люди) обучались у них (Харута и Марута) тому (колдовству), как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха» (2: 102).
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Среди некоторых людей распространено следующее выражение: “Поистине, такой-то заболел по причине того, что его заразил такой-то!” Каково положение такого высказывания?»
Шейх ответил: “Если он связывает это лишь с причиной, говоря: «Заболел по причине», то нет в этом проблем. Но если он связывает это именно с самой заразой, говоря: «Зараза его поразила», то это не дозволено, потому что заражение – это причина”. Сл. “Шарх Фатх аль-Маджид” № 62.

О том, что больных заразной болезнью следует отделять от пребывания со здоровыми людьми
Ибн Аби Мулейка рассказывал: “Как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) проходил мимо прокажённой женщины, которая совершала обход вокруг Каабы (тауаф), и сказал ей: «О рабыня Аллаха, не причиняй людям страдания! О если бы ты пребывала в своём доме». После чего она не покидала стен своего дома. Когда прошло время (и ‘Умар скончался), мимо дома этой женщины проходил один человек, который сказал ей: «Поистине, тот, кто запрещал тебе (‘Умар) скончался, так выходи из своего дома». На что она ответила: «Я не буду той, кто повиновался ему, когда он был жив и ослушался его после его смерти!»” Малик 919.
Хафиз аль-Баджи сказал: “Что касается слов этой женщины: «Я не буду той, кто повиновался ему, когда он был жив и ослушался его после его смерти!», то она имела в виду, что будет повиноваться ‘Умару по той причине, что он повелел ей согласно истине. А подобное веление для неё является обязательным выполнять в любое время, будь то при его жизни или после его смерти”. См. “аль-Мунтакъа шарх аль-Мууатта” 4/158.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Со стороны фикъха в этом хадисе содержится мудрость в том, чтобы препятствовать прокажённым нахождение с людьми, так как в этом содержится нанесения вреда им, а причинение вреда верующим и соседям запрещено. Если даже поевшему чеснок велено отдаляться от посещения мечети, а во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бывало так, что поевшего чеснок даже выводили (из мечети) на кладбище Бакы’, то, что можно сказать о такой болезни, как проказа?! А ведь проказа от некоторых людей передаётся”. См. “аль-Истизкар” 4/407.
Сахнун сказал: “Прокажённые не совершают пятничную молитву, и даже если их количество большое, они не совершают пятничную молитву вместе с людьми в их городах. Но они сами в своих местах совершают между собой обеденную молитву вместо пятничной, не произнося азана”. См. “аль-Джами’ аль-масаиль аль-Мудаууана” 2/39.
Ибн Юнус аль-Малики сказал: “В посещении прокажёнными пятничной молитвы содержится вред для людей. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман совершать полное омовение в пятницу, поскольку они приходили на молитву со своих работ, будучи потными, причиняя тем самым неудобство другим. А проказа хуже, чем неприятный запах пота, и, следовательно, запрещать им совершать с людьми пятничную молитву куда важнее. И если дозволяется разлучить прокажённого с его женой, то тем более следует отдалять его от людей в пятничный день”. См. “Мауахиб аль-джалиль” 2/556.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Вопрос о больном (заразой) человеке, который живёт в одном жилище со здоровыми людьми, некоторые из которых говорят: «Мы не можем находиться рядом с тобой, и не позволяется тебе быть рядом со здоровыми людьми». Дозволено ли выводить его из этого жилища?”
Ответ: “Да, они могут запретить ему жить в одном помещении со здоровыми людьми. Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует помещать больного заразой вместе со здоровым». Он запретил хозяину больного верблюда приводить его к хозяину здорового верблюда, несмотря на то, что сказал: «Нет заразы и нет дурных примет». Также передаётся, что когда к нему направлялся прокажённый, чтобы дать ему присягу, он отправил к нему человека с вестью о том, что он принял от него присягу, и не позволил ему войти в Медину”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/17.
Хафиз аз-Заркаши сказал: “Къады ‘Ийяд передал от учёных, что больным проказой и песью запрещают посещать мечеть, совершать с людьми пятничную молитву и контактировать со здоровыми людьми”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 1/236, “Асна аль-маталиб” 1/214.
Упомянув хадис, в котором говорится о защите от сглаза, хафиз ан-Науауи сказал: “Къады ‘Ийяд говорил: «Из числа понимания фикъха этого хадиса то, что говорили некоторые учёные, что если какой-то человек известен тем, что обладает сглазом, то следует отдаляться от него и остерегаться его. И правитель мусульман обязан запрещать ему находиться вместе с людьми, веля ему сидеть в своём доме, обеспечивая его продовольствием, если он является бедным, чтобы удержать его от нанесения вреда людям. Ведь вред, исходящий от человека, обладающего сглазом куда хуже, чем вред, исходящий от человека, поевшего лук и чеснок, которому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил посещать мечеть, дабы он не причинял вреда людям. Также вред, исходящий от него хуже, чем вред прокажённого, которому ‘Умар и учёные после него запрещали контактировать с людьми». Процитировав его слова, ан-Науауи сказал: “То, что он сказал, является правильным и необходимым, и неизвестно от кого-либо ясных заявлений, противоречащих этому”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/145.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Правитель мусульман обязан отдалять прокажённых от здоровых людей, т.е. посадить их на карантин, ибо это является необходимым. И подобное действие не расценивается, как притеснение прокажённых, напротив, это возвращается к вопросу защиты от их вреда”. См. «Шарх аль-мумти’» 11/120.
Спросили шейха аль-Фаузана: «Если кто-то из моих родственников попал в больницу и был помещён на карантин, то дозволено ли мне навещать его там?»
Шейх ответил: “Нет. Если его поместили на карантин, то нельзя тебе его навещать. Его посещает тот, кто лечит его и тот, кто занят его нуждами, поскольку это было сделано по причине оберегания (от заражения)”. Сл. “Шарх Фатх аль-Маджид” № 62.

Просим у Аллаха Всевышнего защиты от заразы, чумы и прочих худших из болезней, просим Его облегчить испытание тем, кто заболел подобными болезнями, и просим Его даровать великую награду тем из верующих, кто скончался от таких болезней!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!



Ответить