Является ли правомочным читать суру «Йа-син» умирающим?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3048
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Является ли правомочным читать суру «Йа-син» умирающим?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Является ли правомочным читать суру «Йа-син» умирающим?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Следует отметить, что относительно достоинств коранической суры «Йа-син» передаётся множество слабых и выдуманных хадисов, в числе которых и распространённый хадис: «Сердце Корана – это сура Йа-син».
Также в отношении суры «Йа-син» передаётся известный хадис, приводимый в данном случае не в редких, а в известных сборниках признанных имамов:
Со слов Ма’къаля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте вашим умершим (маутакум) суру “Йа-син”». Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121, Ибн Маджах 1448, ат-Таялиси 931, Ибн Хиббан 3002, аль-Хаким 1/565, и др.
Однако этот хадис всегда был проблематичным, как со стороны его достоверности, так и со стороны его понимания.

Прежде, чем перейти к обсуждению достоверности этого хадиса хотелось бы отметить, что данный хадис используют в качестве аргумента те, кто считал правомочным читать Коран умершим.
Даже если допустить однозначную достоверность данного хадиса, он никак не может служить аргументом как на правомочность чтения умершим суры Йа-син в частности, так и тем более всего Корана в общем. Дело в том, что многие имамы, среди которых и шейхуль-Ислям Ибн Таймия, говорили, что правильно следует понимать в этом хадисе слово «маутакум» (вашим умершим/умирающим) не как: «Читайте вашим умершим суру “Йа-син”», а как: «Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”».
Поэтому имам Ибн Маджах назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Что следует произносить возле больного, к которому приблизилась смерть?” См. “Сунан Ибн Маджах” 1448.
И данное понимание подкрепляет также и известный достоверный хадис:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Внушайте вашим умирающим (маутакум), чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”». Муслим 917.
А в другой версии этого хадиса есть следующая прекрасная разъясняющая добавка: «…ибо тот, чьи последними словами были “Ля иляха илля-Ллах” рано или поздно войдёт в Рай, несмотря на то, что случилось с ним раньше». Ибн Хиббан 3004. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этой версии. См. «Сахих аль-Джами’» 5150, «Тахридж аль-Муснад» 11/571.
В этом хадисе, как и в рассматриваемом о суре «Йа-син», упоминается слово «маутакум» (вашим умершим), однако речь идёт о тех, кто находится при смерти, ведь внушать произнесение слов: «Ля иляха илля-Ллах» следует тому, кто ещё жив, а не тому, кто уже умер, а иначе как они могут стать последними словами умирающего, если внушать их уже умершим?!
Поэтому имам Ибн Хиббан, приведя этот хадис в своём сборнике, сказал после него: “Под словами: «Читайте вашим умершим суру “Йа-син”» речь идёт о том, к кому приблизилась смерть, а не так, что речь идёт о том, чтобы читать эту суру умершему. То же самое обстоит и с хадисом: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”». См. “Сахих Ибн Хиббан” 7/269.
Т.е. внушать слова «Ля иляха илля-Ллах» следует именно умирающему, чтобы они были последними его словами при жизни, а не уже умершему, как это делают некоторые несведущие мусульмане, становясь над могилой похороненного и говоря ему: «Скажи: “Ля иляха илля-Ллах”».

Что же касается достоверности хадиса: «Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”», то данный хадис является слабым, как на это указывали многие имамы хадисоведения.
В этом хадисе содержатся целых три проблемы:
1. Неизвестность передатчика по имени Абу ‘Усман;
2. Также неизвестность его отца, от которого он передает этот хадис;
3. И путаница в иснаде этого хадиса. См. “Ируа аль-гъалиль” 688.
Поэтому имам ад-Даракъутни говорил: “У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл. Нет относительно этой темы достоверного хадиса!” См. “ат-Тальхис” 153.
Также этот хадис назвали слабым Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз ан-Науауи, шейх аль-Альбани, и др. См. «‘Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49, «Ируа аль-гъалиль» 688.

Также на эту тему передаётся и другой хадис:
Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Возле кого бы из умирающих ни прочитали суру “Йа-син”, Аллах обязательно даст ему облегчение». Абу Ну’айм в “Ахбару Асбахан” 1/188, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/32, Абу аш-Шейх в “Фадаиль аль-Къуран”, и др.
Однако этот хадис ещё слабее предыдущего.
1. В иснаде этого хадиса отвергаемый передатчик по имени Маруан ибн Салим, которого даже обвиняли во лжи. Имам ад-Даракъутни сказал, что он отвергаемый передатчик, а Абу ‘Аруба аль-Харрани сказал, что он выдумывал хадисы. См. “Мизан аль-и’тидаль” 4/90, “ат-Такъриб” 6570.
2. Также иснад этого хадиса является прерванным, поскольку передатчик этого хадиса Шурайх ибн ‘Убайд не слышал хадисов от Абу ад-Дарды, поскольку не застал его. См. “Тахзиб аль-камаль” 12/447, “Джами’ ат-тахсыль” 237.
3. И ко всему сказанному этот хадис также является запутанным (мудтариб) по причине отвергаемого передатчика, который один раз передавал его со слов Абу ад-Дарды, другой раз со слов Умм ад-Дарды, а третий раз со слов Абу Зарра.
И достаточно того факта, что такой признанный имам хадисоведения, как Абу Зур’а ар-Рази отверг этот хадис. Так, аль-Барза’и рассказывал, что, когда он спросил Абу Зур’у про этот хадис, он ответил: “Это – отвергаемый хадис, выбрось его!” См. “Суалят аль-Барза’и” 690.
Данный хадис назвал слабым также и хафиз аль-Бусыри, а шейх аль-Альбани назвал его выдуманным. См. “аль-Итхаф” 2/431, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5219.

Также на эту тему передаётся ещё один хадис:
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто в пятницу навестил могилу своих родителей или одного из них, и прочитал там суру «Йа-син», то Аллах обязательно простит ему». Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” 5/1801.
Этот хадис хуже всех упомянутых, так как его передаёт отъявленный лжец по имени ‘Амр ибн Зияд, о котором имам ад-Даракъутни сказал: “Он выдумывал хадисы”.
Поэтому приведя этот хадис в своей книге, посвящённой проблемным передатчикам, имам Ибн ‘Ади сказал: “Данный хадис через этот иснад является ложным, нет у него никакой основы”. См. “аль-Камиль” 5/1801.

Когда имама Малика спросили о чтении Корана и суры «Йа-син» над умирающим, он ответил: “Я ничего не слышал на счёт дозволенности этого, и это не является поступком людей (саляфов)”. См. “аль-Байян уа-ттахсыль” 2/234.
Имам ад-Даракъутни говорил: “Нет относительно этой темы достоверного хадиса”. См. “Тальхис аль-хабир” 153.
Шейх аль-Альбани сказал: “Что касается чтения суры «Йа-син» возле умирающего и поворачивания его в сторону Каабы, то нет на этот счёт достоверного хадиса”. См. “Ахкам аль-джанаиз” 20.

Однако, справедливости ради следует отметить, что есть один асар, усиливающий смысл хадисов данной главы со значением: «Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”».
Речь идёт о следующем асаре:
Сафуан ибн ‘Амр ас-Саксаки сказал: “Рассказали мне шейхи, что они навестили Гъудайфа ибн аль-Хариса ас-Сумали (да будет доволен им Аллах), когда его смерть приблизилась к нему. Он (Гъудайф) спросил: «Есть ли среди вас кто-то, кто может прочитать суру “Йа-син”?» Тогда её стал читать Салих ибн Шурайх ас-Сакуни. Когда же он дошёл до сорокового аята, душа покинула Гъудайфа. И шейхи говорили: «Если она (Йа-син) будет прочитана возле умирающего, то ему будет облегчено!» И эту суру читал ‘Иса ибн аль-Му’тамир возле Ибн Ма’бада”.
Этот асар приводит имам Ахмад в своём сборнике «аль-Муснад» (4/105).
Все передатчики этого асара являются правдивыми и достойными доверия.
Однако некоторые учёные высказывали претензии и к этому асару, которые не были существенными.
Первая претензия сводится к тому, что шейхи, передавшие эту историю Сафуану не названы по именам, а, следовательно, являются неизвестными.
Хафиз аль-Хайсами про этот асар сказал: “Его привёл Ахмад, и в нём есть неупомянутые по именам люди”. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/321.
Также за ним в этом последовал и шейх Махмуд Хаттаб ас-Субки. См. “ад-Дин аль-халис” 3/151.
Вторая претензия сводится к тому, что читавший Гъудайфу суру «Йа-син» – Салих ибн Шурайх, является неизвестным (маджхуль), как это сказал про него имам Абу Зур’а. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 4/405.
А вероятно именно он и передаёт слова шейхов: «Если она (Йа-син) будет прочитана возле умирающего, то ему будет облегчено».

Ответ на данные претензии:
Упомянув этот асар, шейх аль-Альбани сказал: “Этот иснад является достоверным до Гъудайфа ибн аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, и все передатчики его является надёжными, не считая шейхов, так как их имена не упомянуты, и они являются неизвестными. Однако их неизвестность рассеивается по причине их многочисленности, особенно учитывая то, что они из числа таби’инов”. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/152.
Сафуан ибн ‘Амр ас-Саксаки, передавший этот асар от шейхов, по словам некоторых историков, скончался в 155 году по хиджре, при этом он застал некоторых сподвижников. Следовательно, он передаёт этот асар либо от сподвижников, либо от таби’инов. И тот факт, что рассказавших ему об этом было много, избавляет от проблемы неизвестности их имён. Это подобно некоторым хадисам у имама аль-Бухари в сборнике «ас-Сахих»:
Сказал Шабиб ибн Гъаркъада: “Я слышал, как племя передавало от ‘Уруи…”. аль-Бухари 3642.
Отсутствие упоминания имён каждого человека этого племени и их неизвестность никак не повлияло на достоверность этого хадиса.
Также и у имама Абу Дауда есть достоверный хадис, приводимый со слов Сафуана ибн Сулейма, сказавшего: “Передала мне группа из числа сыновей сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)…”. Абу Дауд 3052.
Упомянув этот хадис Абу Дауда, хафиз ас-Сахауи сказал: “Иснад его неплохой, а неизвестность имён детей сподвижников не вредит, ибо их количество рассеивает нужду в упоминании имён”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 1/207.
То же самое говорили исследователи помимо шейха аль-Альбани и про обсуждаемый асар. Например, шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: “Иснад этого асара хороший, а неизвестность имён шейхов не вредит”. См. “Тахридж аль-Муснад” 28/172.
Также и шейх Хусайн Салим Асад на возражение аль-Хайсами: «в нём есть неупомянутые по имени люди», сказал: “У этого асара хороший иснад, и не навредит ему неизвестность имён шейхов”. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 6/267.
Более того, их всех опередил в указании на достоверность этого сообщения хафиз Ибн Хаджар, сказавший: “Иснад этого хадиса хороший”. См. “аль-Исаба” 5/190.

Что касается того, что Салих ибн Шурайх – читавший Гъудайфу суру «Йа-син» является неизвестным, то это никак не вредит асару, разве что в том случае, если слова шейхов: «Если она (Йа-син) будет прочитана возле умирающего, то ему будет облегчено» передал именно он, хотя точно неясно, кто именно передаёт эти слова – Салих ибн Шурайх или Сафуан ибн ‘Амр ас-Саксаки.
Но даже если допустить то, что эти слова от шейхов: «Если она (Йа-син) будет прочитана возле умирающего, то ему будет облегчено» передал именно неизвестный Салих ибн Шурайх, то сохраняется факт того, что умирающий Гъудайф ибн аль-Харис (да будет доволен им Аллах) попросил прочитать ему суру Йа-син!

Кто такой Гъудайф ибн аль-Харис?
Следует отметить, что Гъудайф ибн аль-Харис ас-Сумали (да будет доволен им Аллах) – был из числа молодых сподвижников, видевший Пророка (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на то, что некоторые имамы так не считали. Большинство имамов, среди которых Абу Хатим и Абу Зур’а, считали его сподвижником. И этот факт подтверждают слова самого Гъудайфа, сказавшего: “Из числа вещей, которые я не забуду – это то, как я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который во время молитвы положил свою правую руку на левую”. Ахмад 4/104. Хадис хороший. См. “Тахридж аль-Муснад” 28/170.

Тут весьма уместно будет процитировать следующие слова хафиза Ибн Хаджара, который указав на слабость хадиса: «Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”», сказал: “Но я нашёл для хадиса от Ма’къаля («Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”») подтверждающее свидетельство со слов Сафуана ибн ‘Амра, передавшего от шейхов, как они навестили Гъудайфа ибн аль-Хариса (да будет доволен им Аллах), когда к нему приблизилась смерть. Он (Гъудайф) спросил: «Есть ли среди вас кто-то, кто может прочитать суру “Йа-син”?» Тогда её стал читать Салих ибн Шурайх ас-Сакуни. Когда же он дошёл до сорокового аята, душа покинула Гъудайфа. И шейхи говорили: «Если она (Йа-син) будет прочитана возле умирающего, то ему будет облегчено!»
Этот хадис из числа передачи сподвижника (маукъуф) и иснад его хороший. Гъудайф для большинства учёных являлся сподвижником. А шейхи, от которых передана эта история хоть и не упомянуты, однако эти люди либо сподвижники, либо старшие из числа таби’инов. И подобные вещи от себя не говорят, и у этого сообщения положение того, что восходит к Пророку (марфу’)”. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” 4/85.
Но даже если не принять то, что говорит Ибн Хаджар, что у данного асара положение марфу’ и что он усиливает хадис: «Читайте вашим умирающим суру “Йа-син”», то минимум что можно сказать об этом, что такое положение, как чтение суры «Йа-син» умирающему подтверждается поступком сподвижника, ведь умирающий Гъудайф сказал: «Есть ли среди вас кто-то, кто может прочитать суру “Йа-син”?»

Кстати, на достоинство Гъудайфа указывает следующий асар:
Гъудайф ибн аль-Харис рассказывал: “Однажды я проходил мимо ‘Умара (да будет доволен им Аллах), и он сказал: «Какой прекрасный парень!» Тогда за мной последовал человек, который был с ним и сказал мне: «О сын моего брата, обратись к Аллаху с мольбой о благе для меня». Я спросил: «Кто ты? Да помилует тебя Аллах!» Он сказал: «Я – Абу Зарр». Тогда я сказал: «Да простит тебя Аллах, ты более достоин того, чтобы просить Аллаха за меня, нежели я за тебя!» На что он сказал: «О сын моего брата, я слышал, как ‘Умар сказал о тебе, когда ты проходил: «Какой прекрасный парень!», а я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах вложил истину в слова ‘Умара, которые он произносит». Ахмад 5/177. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность.

Также следует отметить, что чтение суры Йа-син для облегчения умирающему практиковали саляфы и после них. Ведь Сафуан ибн ‘Амр сказал: “И эту суру читал ‘Иса ибн аль-Му’тамир возле Ибн Ма’бада”. Ахмад 4/105.
И с иснадом, достоверным как солнце передаётся, что ‘Абду-р-Рахман ибн Махди рассказывал: “Когда Суфьян ас-Саури заболел, он спросил меня: «Каким ты видишь меня сегодня?» Я ответил: «Праведным». Когда же наступил день, в который он скончался, я решил отправиться на послеобеденную молитву, но он сказал мне: «Ты оставишь меня в таком положении и уйдёшь?!» Тогда я совершил молитву возле него. Затем он сказал мне: «Почитай мне суру «Йа-син», поистине, было сказано, что она облегчает муки больному». Тогда я начал читать её ему, и не успел я её завершить, как он умер”. аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/179.

Всё упомянутое указывает нам на то, что, несмотря на слова имама Малика о чтении суры Йа-син возле умирающего: “Я ничего не слышал на счёт дозволенности этого, и это не является поступком людей (саляфов)”, всё же это деяние было известно среди саляфов и они практиковали его.
Поэтому шейхуль-Исляма Ибн Таймия сказал: “Чтение Корана умершему после его смерти является нововведением в отличие от его чтения умирающему, поистине, желательно почитать ему суру Йа-син”. См. “Ихтиярат аль-фикъхийя” 91.
Более того, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Это было деянием людей и их обычаем в старые и поздние времена – читать суру Йа-син возле умирающего”. См. “ар-Рух” 29.

Исходя из всего изложенного следует, что чтение суры «Йа-син» умершим или на могилах, не является узаконенным, напротив, это является нововведением, как на это указал шейхуль-Ислям Ибн Таймия.
Что же касается чтения этой суры умирающим для облегчения их страданий, то нет в этом никаких проблем и ничего порицаемого, напротив, по мнению некоторых признанных имамов и даже саляфов – это является желательным.
Если же кто-то выбирает мнение имама Малика и других учёных, считавших это деяние неузаконенным, то ему не следует порицать тех, кто на основании упомянутых доводов будет практиковать данное действие, правомочность которого по словам имама Ибн аль-Къайима узаконено чуть ли не по единогласному мнению общины.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.

Прошу Всевышнего Аллаха даровать нам полезных знаний, вести прямым путём и уберечь от заблуждений!

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!



Ответить