Асар 'Умара о неоправдании невежеством

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 463
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Асар 'Умара о неоправдании невежеством

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Хотелось бы узнать насколько достоверен следующий асар, который часто используют сторонники мнения об отсутствии оправдания по невежеству:
🔸 Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

وقال عمر بن الخطاب رضي الله عنه : ﻻ عذر ﻻحد في ضلالة ركبها حسبها هدى ولا في هدى تركه حسبه ضلالة فقد بينت الامور وثبتت الحجة وانقطع العذر

"Нет оправдания в заблуждении тому, кто совершил его и посчитал его правильным путем, и нет оправдания в правильном пути тому, кто оставил его и посчитал его заблуждением. Воистину, все дела разъяснены, довод установлен и больше нет оправдания".

شرح السنة للامام البربهاري ( ٤ )📚


Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
Приведя источники и книги, в которых упоминается этот асар и указав на нецелостность иснада, шейх Раби аль-Мадхали сказал: "... и как ты видишь, это предание недостоверно от Умара (да будет доволен им Аллах), но даже если бы достоверно передавалось от него, то относится к отказывающемуся, который не желает узнать истину и отличить ее от лжи, и не желает отличать прямой путь от заблуждения". (См. "Аунуль-Бари шарх сунна аль-Барбахари" 60).

Это похоже на слова Шейхуль-Исляма Ибн Таймии, который опровергая безбожников, отказывающихся выслушать доводы и ознакомиться с тем, с чем пришли пророки, заявляют, что довод до них не дошел. Он говорит: «Тогда слушай, как слушают другие, и у тебя появится знание. Это похоже на слова того, кто утверждая, что видение луны или чего-либо иного не утвердится, кроме как через органы чувств, при этом сам луны не видит. Такому следует сказать, чтобы он посмотрел на луну, подобно тем, кто взглянул на неё, и тогда он увидит её собственными глазами, даже если не верит говорящим ему о её существовании. Это также подобно словам некоторых: «Знание о пророческой миссии не осуществится кроме как после ознакомления с ней, но я не сделаю этого», либо же говорят: «Я не могу знать об обязательности ознакомления, пока не ознакомлюсь, но я не сделаю этого». Ответом им будет то, что доведение довода посредством пророков уже состоялось наличием у людей возможности узнать о них и ознакомиться с их посланием, а потому не является условием установления над ними довода Аллаха, чтобы призываемые ознакомились с ним, однако достаточно наличия у них возможности узнать. И поэтому отказ неверных от восприятия Корана и размышления над ним не стал препятствием для установления над ними довода Всевышнего Аллаха. И точно так же, отказ от ознакомления с тем, с чем были посланы пророки и отказ от чтения преданий от них, не препятствует установлению довода, при наличии возможности ознакомиться. И поэтому Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда ему читают Наши аяты, он надменно отворачивается, словно он даже не слышал их, словно он туг на ухо. Обрадуй же его вестью о мучительных страданиях» (31: 7).
Он также говорит: «Неверующие сказали: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения) и быть может, вы одержите верх». Мы непременно дадим неверующим вкусить тяжкие мучения и воздадим им за наихудшее из того, что они совершали» (41: 26).
А также сказал: «Посланник сказал: «О мой Господь, народ мой забросил этот Коран» (25: 30).
А также сказал: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (20: 123-126), и другие аяты...» (ар-Радд 'аля аль-мантыкъийин 99).


Адиль2
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 15:35

Re: Асар Умара о неоправдании невежеством

Сообщение Адиль2 »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
(См. "Аунуль-Бари шарх сунна аль-Барбахари" 61).
Брат abu jafar, если вас не затруднит, выложите, пожалуйста, ссылку на скачивание этой книги.
БаракяЛлаху фикум.


Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
могу фото выложить страницы, у меня сама книга есть, не знаю, чтобы в инете она была
photo_2020-01-30_23-33-50.jpg


Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3095
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Барака-Ллаху фик ахы!

Немного дополнения по теме:

Асар ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) имеет несколько путей, однако все они является слабыми, либо по причине неизвестных передатчиков, либо по причине прерванности иснада. И об этом говорили многие исследователи, среди которых:
- два исследователя книги «ас-Сунна» имама аль-Барбахари (стр. 36) и (стр. 68);
- исследователь книги «аль-Ибана» имама Ибн Батты (1/320);
- исследователь книги «ас-Сунна» имама аль-Маруази (стр. 102), и др.
Что касается имама аль-Барбахари, то он упомянул этот асар вообще без какого-либо иснада, как и имам Абуль-Къасим аль-Асбахани в «аль-Худджа фи баян аль-махадджа» (стр. 448) процитировал его без иснада.

Что же касается этого асара с полноценным иснадом, то его как раз приводит именно в такой версии Ибн Батта и Ибн Шабба, однако в нём есть очень важная добавка, ставящая всё на свои места:
Со слов аль-Ауза’и сообщается, что он передал, что до него дошло, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “О люди! Поистине, нет ни у кого оправдания после Сунны в заблуждении, в котором он пребывает, считая его прямым путём, как и нет оправдания в оставлении прямого пути, который он оставил, считая его заблуждением. Воистину, все положения разъяснены, довод установлен и нет оправдания”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 162.
Также и в другом асаре, в котором от ‘Умара эти слова передаёт ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорится:
“Сказал ‘Умар ибн аль-Хаттаб, увещевая людей: “Поистине, после разъяснения нет ни у кого оправдания перед Аллахом в его заблуждении, в котором он пребывает, считая это прямым путём, как и нет оправдания в оставлении прямого пути, который он оставил, считая его заблуждением. Воистину, все положения разъяснены, довод установлен и нет оправдания”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/346.
Как мы видим, даже если признать достоверность этого асара от ‘Умара, в нём ясно говорится о такой оговорке, как отсутствие оправдания именно после Сунны, которая стала известна и разъяснения истины.
Кстати, вызывают удивления некоторые невежественные горе-исследователи, которые пытаются в просторах инета усилить степень достоверности этого асара различными этими путями, но при этом слепо не замечают в этих же версиях таких важных добавок!

Кстати с такой же важной добавкой этот асар передаётся также и от ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза: “Нет ни у кого оправдания после Сунны в заблуждении, в котором он пребывает, считая его прямым путём”. аль-Маруази в «ас-Сунна» 97.
Однако исследователь этой книги о двух передатчиках этого асара: Абу Хафса аль-Бахили и Шурайха ибн ан-Ну’мана, сказал: “Я не смог найти информацию о них”. См. “Тахкык ас-Сунна” 102.
Поэтому и достоверность этого асара в виде слов ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза также вызывает сомнение.

В любом случае, даже если закрыть глаза на иснады этих асаров и признать их однозначную достоверность, нет в них никакого аргумента на то, что нет никакого оправдания по незнанию!
Комментируя этот асар ‘Умара, шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Эти слова от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, даже если они не являются достоверными со стороны иснада, смысл их правильный. На это указывают тексты (Корана и Сунны) и они – истина. Даже если иснад их слабый, смысл правильный.
Человек не имеет оправдание за пребывание в заблуждении по причине того, что он считает это истиной, как и не имеет оправдания на оставление истины, потому что он посчитал её заблуждением. Ведь для человека является обязательным спрашивать о положениях своей религии, спрашивать о том, что стало ему неясным. Особенно после того, как был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдёт”» (6: 19).
Тот, до кого дошёл Коран, тому был предоставлен довод. Нет оправдания у того, кто пребывает в заблуждении, полагая, что это прямой путь, после послания Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Мы не наказываем, пока не отправим посланника» (17: 15).
Точно так же, как человек спрашивает о своих мирских вещах, когда желает купить какую-то вещь, спрашивает специалистов, точно так же он должен спрашивать о своей религии, если что-то стало ему неясным. Нет у него оправдания за то, что он совершает, противореча Шариату Аллаха, тогда как он имеет возможность спросить у обладателей знания. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Спросите обладателей знания, если вы не знаете» (16: 43).
Поэтому ‘Умар сказал: «Воистину, все положения разъяснены, довод установлен и нет оправдания». По причине чего исчезло оправдание? По причине послания Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и по причине ниспослания Корана.
Поистине, человек заслуживает оправдание в том случае, если до него не дошёл Коран, до послания Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Люди времени «аль-фатра» (жившие во время отсутствия посланников) являются теми, кто имеет оправдание, у них индивидуальное положение. В текстах (Сунны) пришло, что они будут испытаны в Судный день. Также имеют оправдания те, до кого не дошло ничего из Корана. А что касается тех, кто проживает среди мусульман, слышит Коран, Пророка (мир ему и благословение Аллаха) послал Аллах, положения разъяснены, довод установлен, Коран читается и Сунна распространена среди людей, то в таком положении нет оправдания. Сл. “Шарх ас-Сунна” № 1.

В общем, использовать эти слова ‘Умара в качестве аргумента на то, что нет никакого оправдания в буквальном и обобщённом смысле, является противоречием Корану, Сунне и единогласному мнению. Более того, буквально эти слова ‘Умара не будут понимать даже те, кто отрицает наличие оправдания в вопросах куфра и ширка, так как даже они признают наличие оправдания незнанием в тонкостях религии, которые невозможно познать без доводов лишь своим разумом.

Кстати, этот асар от ‘Умара подобен в аргументации словам, которые передаются от имама аш-Шафи’и: “Если бы несведущий (джахиль) имел оправдание по причине своего незнания, то незнание было бы лучше, чем знание”.
Подробности по поводу этих слов можно прочитать тут:
viewtopic.php?t=21263


Ответить