Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Ответить
abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Усама ибн Зайд

Усама ибн Зайд ибн Хариса ибн Шурахбил ибн Ка‘б ибн ‘Абд ал-‘Узза ибн Йазид ибн Имру ал-Кайс ал-Калби (да будет доволен им Аллах) — любимец посланника Аллаха ﷺ и сын его любимца. Его отец Зайд (да будет доволен им Аллах) был невольником, и пророк ﷺ купил его на средства своей жены Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) на невольничьем рынке в Батхе за семьсот дирхемов, после чего она подарила мальчика своему мужу ﷺ, а тот даровал ему свободу. Впоследствии пророк ﷺ усыновил его, а курайшиты называли Зайда (да будет доволен им Аллах) «сыном Мухаммада ﷺ» вплоть до того, как Коран запретил приёмным детям носить имена их приёмных отцов. Его мать — эфиопка Барака по прозвищу Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) воспитательница Мухаммада ﷺ. Он унаследовал её от своего отца, которому та принадлежала, а потом подарил ей свободу. Усама (да будет доволен им Аллах) был темнокожим и был значительно темнее своего отца. Пророк ﷺ лично принимал участие в воспитании мальчика и любил его как собственного внука. Он был старше ал-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) больше чем на десять лет. Имам Ахмад (да смилостивится над ним Аллах) передал со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Никто не должен ненавидеть Усаму, ведь я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: َّ“Кто любит Могучего и Великого Аллаха и Его посланника, пусть полюбит Усаму”». шейх Ал-Албани в «Да‘иф ал-джами‘» (5806) назвал хадис слабым, а ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» признал его достоверным. В любом случае он подтверждается хадисом Фатимы бинт Кайс (да будет доволен ею Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто любит меня, пусть полюбит Усаму». Его передал Муслим в своём «Сахихе». Ат-Тирмизи привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил Усаме ибн Зайду вознаграждение три с половиной тысячи, а своему сыну ‘Абдаллаху (да будет доволен им Аллах) — три тысячи. Тот спросил: «Почему ты отдал ему предпочтение передо мной? Клянусь Аллахом, он не участвовал в сражениях раньше меня». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Посланник Аллаха ﷺ любил его отца сильнее, чем твоего, и любил его самого сильнее, чем тебя. Вот я и отдал предпочтение тому, что любил посланник Аллаха ﷺ, перед тем, что люблю я сам». шейх Ал-Албани назвал хадис слабым в «Мишкате»(6164). Незадолго до своей кончины пророк ﷺ назначил Усаму (да будет доволен им Аллах) командовать армией, которой было поручено отправиться в Шам, и в числе его подчинённых оказались ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и другие славные сподвижники. Тогда Усаме (да будет доволен им Аллах) было всего восемнадцать лет. Армия не успела выступить в поход из-за смерти пророка ﷺ, но халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) настоял на том, чтобы одно из последних повелений посланника ﷺ было исполнено. Имам аз-Захаби в «Сийаре» (2/501) привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) , встречая Усаму, говорил: «Мир тебе, о эмир, и милость Аллаха! Ты был моим командующим, когда посланник Аллаха ﷺ скончался». Впоследствии Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) поселился в Муззе (согласно некоторым источникам — в Вади-эль-Кура), а потом переехал в Медину, где и скончался в конце правления Му‘авийи (да будет доволен им Аллах) в 54 г. х. Согласно имам аз-Зухри, он скончался в Джуруфе.
Источник:
имам Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 1. С. 75-77; имам Захаби. Сийар. Т. 2. С. 496-507.

Фрагмент из книги «Сладость веры»,печатная версия стр:254-256.



abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.


История об Усаме ибн Зайде (да будет доволен им Аллах)

Сообщается, что Усама ибн Зайд, (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «В свое время посланник Аллаха ﷺ отправил нас против рода аль-хурака племени джухайна, и мы напали на них 1 утром. Мы с одним из ансаров стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха!” 2 Услышав это, тот ансар перестал преследовать его, а я нанес ему удар своим копьем и убил его. Когда мы вернулись обратно в Медину, об этом стало известно Пророку ﷺ и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, ?!”3 Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он сказал это, только желая спастись!” — однако Пророк ﷺ снова сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха,”?!”, — и он не переставал говорить мне это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем дожил до этого дня!4».5.

В другой версии этого хадиса, сообщается, что Усама, (да будет доволен им Аллах), сказал: «Тогда посланник Аллаха ﷺ воскликнул: “Неужели же он сказал: “ Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха”, — а ты убил его (после этого)?!” Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он произнес эти слова только из страха перед нашим оружием!” На это он ﷺ сказал: “Разве ты рассек его сердце и узнал, по какой причине он произнес сказанное им?!”6 — и повторял эти слова до тех пор, пока у меня не возникло желание, чтобы я принял ислам только в этот день7.

В третьей версии хадиса сообщается: «Пророк ﷺ спросил Усаму (да будет доволен им Аллах): “Что же ты будешь делать со словами Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, когда настанет День суда?!”8 Усама (да будет доволен им Аллах) сказал: “О посланник Аллаха, попроси Аллаха простить меня!” — однако Пророк ﷺ снова спросил: “Но что же ты будешь делать со словами “ Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха”, когда настанет День суда?!” — и он ﷺ еще долго продолжал повторять эти слова, не говоря ничего иного»9.

__________________
1. То есть: напали на людей из этого рода.
2. Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам.
3. То есть: после того, как он принял ислам и его жизнь стала неприкосновенной.
4. Усама (да будет доволен им Аллах), имел в виду тяжесть совершенного им греха и то обстоятельство, что если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.
5. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/517; 12/191 — № 4269), Муслим (1/97 — № 159 — (96)).
6. Пророк ﷺ хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет.
7. Муслим (1/96 — № 97).
8. То есть: как ты оправдаешься перед Аллахом за то, что убил человека, который произнес эти слова?
9. Муслим (1/97 — № 97).


См: печатная версия книги Милость для миров стр:112-113.



abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Впоследствии пророк ﷺ усыновил его, а курайшиты называли Зайда (да будет доволен им Аллах) «сыном Мухаммада ﷺ» вплоть до того, как Коран запретил приёмным детям носить имена их приёмных отцов.
Говорит Великий Аллах (Свят Он и велик):

Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах — Прощающий, Милосердный.(Сура «Аль-Ахзаб» аят5)»

Сообщается, что Ибн 'Умар, (да будет доволен Аллах ими обоими), говорил: «Мы называли Зайда ибн Харису не иначе, как Зайд ибн Мухаммад1, пока не был ниспослан (тот аят) Корана, (где сказано) "Обращайтесь к ним' по (именам) их (родных) отцов — так будет более справедливо перед Аллахом" (Сура «Аль-Ахзаб» аят5)».

(См: Мухтасар Сахих Муслим имама Мунзири №1697).


____________________________________________________

1.Зайд ибн Хариса (да будет доволен им Аллах) родом из племени кальб был захвачен в плен в детстве во время набега и продан в рабство. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) подарила его пророку ﷺ,который через некоторое время освободил его перед Каабой и объявил своим сыном.



____________________________________________________

сказал шейх Абдуррахман ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах), в тафсире этого аята :

Зовите приемных детей по именам их кровных отцов, поскольку это ближе к истине. Если же вы не знаете их отцов, то зовите их своими братьями по правой вере и близкими друзьями, но не нарекайте их своими сыновьями. Вы обязаны звать их по именам их отцов. Если же вы не знаете имен их отцов, то вы должны звать их своими братьями и близкими, ибо ваше незнание не дает вам права называть приемных детей своими детьми и не меняет сути вещей. С вас не будет спроса за то, что вы прежде звали приемных детей по имени их приемных родителей. На вас также не будет греха, если вы по ошибке будете звать отцом ребенка того, кто в действительности — не его отец. Аллах не призовет вас к ответу за то, что вы ошибались. Однако Аллах спросит с вас, если вы будете преднамеренно грешить или говорить лживые и предосудительные речи. Помните же, что Аллах — Прощающий и Милосердный. Он снисходителен к вам и прощает ваши грехи. Он не наказывает вас за грехи, которые вы совершали до принятия ислама, и прощает вам грехи, которые вы совершаете по ошибке. Он проявляет к вам милость и сострадание и разъясняет вам законы Своей религии, которые помогают вам обрести счастье как в земном мире, так и в Последней жизни, и хвала Ему за все это.

Источник : Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан 3/49-50.





abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

Его мать — эфиопка Барака по прозвищу Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) воспитательница Мухаммада ﷺ.


Глава 19. После того, как мухаджирам было даровано (нечто), они вернули имущество, (предоставленное им) ансарами (во временное пользование)



Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда мухаджиры приехали в Медину из Мекки, у них ничего не было, ансары же владели землёй и (иным) недвижимым имуществом1. Они (решили) поделиться с (мухаджирами) и ежегодно предоставлять им половину (урожая со) своих финиковых (пальм), чтобы избавить их от необходимости работать. (Так, например), мать Анаса ибн Малика и 'Абдуллаха ибн Абу Тальхи, брата Анаса по матери, которую называли Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах), отдавала (финики со) своих пальм посланнику Аллаха ﷺ, а он отдавал их своей вольноотпущеннице Умм Айман (да будет доволен ею Аллах), матери Усамы ибн Зайда (да будет доволен ими Аллах)». Имам Ибн Шихаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщил мне (следующее): "Закончив воевать с жителями Хайбара, посланник Аллаха ﷺ направился в Медину, (и там) мухаджиры вернули ансарам финики (с пальм), которыми те разрешили им пользоваться, а посланник Аллаха ﷺ вернул моей матери финики (с её пальм). (Кроме того), посланник Аллаха ﷺ отдал Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) часть своей пальмовой рощи вместо (пальм Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах), которыми она пользовалась)"».
имам Ибн Шихаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Умм Айман (да будет доволен ею Аллах), мать Усамы ибн Зайда, (да будет доволен ими Аллах), являлась служанкой 'Абдуллаха ибн 'Абд-аль Мутталиба 2 и была родом из Эфиопии. Когда Амина 3 родила посланника Аллаха ﷺ после смерти его отца, Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) воспитывала его, повзрослев же, посланник Аллаха ﷺ, освободил её, а потом выдал замуж за Зайда ибн Харису (да будет доволен ими Аллах). (Умм Айман да будет доволен ею Аллах) умерла через пять месяцев после смерти посланника Аллаха ﷺ»

_____________________________________________________________________

1. Здесь имеются в виду финиковые пальмы.
2. 'Абдуллах ибн ' Абдаль-Myтталиб —отец пророка ﷺ.
3. Амина — мать пророка ﷺ.


(См: Мухтасар Сахих Муслим имама Мунзири №1192).


Глава 22. О достоинствах вольноотпущенницы пророка ﷺ Умм Айман, матери Усамы ибн Зайда (да будет доволен ими Аллах)


Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Через некоторое время) после смерти посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр сказал 'Умару, (да будет доволен Аллах ими обоими): "Поехали с нами к Умм Айман — навестим её, как (делал это) посланник Аллаха ﷺ ". Когда они приехали к ней, (Умм Айман да будет доволен ею Аллах ) заплакала, и они спросили её: "Что заставляет тебя плакать? Ведь то, что у Аллаха 1, для посланника Аллаха ﷺ лучше!" Она (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Не потому я плачу, что не знаю, что то, что у Аллаха лучше для Его посланника ﷺ, а плачу я потому, что прекратилось (ниспослание) откровений с неба", и они принялись плакать вместе с ней».

(См: Мухтасар Сахих Муслим имама Мунзири №1696).

____________________________________________________________________


1. Имеется в виду награда Всевышнего Аллаха, которую Он уготовал для Своего пророка ﷺ.



Глава 24. О достоинствах Зайда ибн Харисы и Усамы ибн Зайда, (да будет доволен Аллах ими обоими).

Сообщается, со слов Ибн 'Умара, (да будет доволен Аллах ими обоими), что (однажды) посланник Аллаха ﷺ,стоявший на минбаре, сказал: «Вы порицаете (то, что командовать было поручено) ему 1, и (это неудивительно,ибо) прежде вы порицали как командира и его отца, но, клянусь Аллахом, он был достоин (того, чтобы стать) командиром, и, клянусь Аллахом, он (относился к числу) людей, которых я ﷺ любил больше всех. Поистине, этот 2 (тоже) достоин быть командиром, и, клянусь Аллахом, после (смерти его отца) он является одним из тех, кого люблю я больше всех, и я велю вам (повиноваться) ему, ибо он относится к числу праведных среди вас».

____________________________________________________________________

1.То есть Усаме ибн Зайду (да будет доволен им Аллах), которого пророк ﷺ незадолго до смерти назначил командовать трёхтысячным отрядом, намереваясь послать его в поход на Муту.
2. То есть Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах).


(См: Мухтасар Сахих Муслим имама Мунзири №1698).



abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава четвертая

Утверждение о том, что посланник Аллаха ﷺ проклял тех, кто отказался присоединиться к войску Усамы, а Абу Бакр и ‘Умар не присоединились к нему


Распространители этого сомнения утверждают, что посланник Аллаха ﷺ снарядил войско Усамы, в состав которого первоначально входили Абу Бакр, ‘Умар, Абу ‘Убайда (да будет доволен ими Аллах) и некоторые другие сподвижники, и сказал: "Проклял Аллах того, кто отказался присоединиться к войску Усамы".
Войско отправилось в поход только после кончины посланника Аллаха ﷺ, но ни Абу Бакр, ни ‘Умар ни сопровождали его. Распространители этого сомнения сделали из упомянутого факта вывод о том, что Абу Бакр и ‘Умар прокляты.

Что мы можем ответить им?

Во-первых, это ложь, потому что до нас не дошло достоверного хадиса, в котором посланник Аллаха ﷺ проклял бы отказавшихся присоединиться к войску Усамы (да будет доволен им Аллах) .
Во-вторых, посланник Аллаха ﷺ велел Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) совершать обязательные молитвы с людьми, что тот и делал до самой кончины посланника Аллаха ﷺ. Очевидно, что веление совершать молитвы с людьми подразумевало пребывание Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) в Медине, а не в составе войска Усамы (да будет доволен им Аллах).
Что же касается ‘Умара (да будет доволен им Аллах), то он не отказывался от участия в войске Усамы (да будет доволен им Аллах). Как мы знаем, войско Усамы (да будет доволен им Аллах) отправилось в поход только после кончины посланника Аллаха ﷺ, и перед отправлением войска Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) попросил у Усамы (да будет доволен им Аллах) - командующего войском - разрешения оставить ‘Умара (да будет доволен им Аллах) в Медине в качестве своего советника, поскольку нуждался в его помощи в управлении государством.
Это ещё одно свидетельство благонравия и благовоспитанности Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Будучи главой государства, он имел право оставить при себе ‘Умара, не спрашивая разрешения Усамы, однако он не стал поступать так.

Таким образом, ‘Умар (да будет доволен им Аллах) остался в Медине при Абу Бакре (да будет доволен им Аллах) с разрешения Усамы (да будет доволен им Аллах).


Ат-Табари, "ат-Тарих", (2/429), ибн аль-Асир, "аль-Камил", (2/215), Ибн Касир, "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (5/203).


См:Период из исламской истории от кончины Пророка ﷺ до гибели Хусайна в 61 г.х. шейх Усман аль-Хамис.



abu Hurayra_09
Сообщения: 366
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: Усама ибн Зайд - любимец посланника Аллаха ﷺ

Сообщение abu Hurayra_09 »

Шакъикъ рассказывал: “Однажды Усаму ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: “Вы хотите, что бы я рассказывал все, о чем я говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине и не хочу быть первым, кто раскроет то, что между нами было”. аль-Бухари 3267, Муслим 2989.
viewtopic.php?f=80&t=1165



Ответить