Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Ответить
Аватара пользователя
abu__maryam
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Сообщение abu__maryam » 09 июл 2019, 19:24

بسم الله الرحمن الرحيم

Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Нередко мусульмане сталкиваются с таким испытанием, когда кого-то из их родных постигает смерть мозга или иные смертельные болезни, и состояние человека поддерживает лишь аппарат жизнеобеспечения, а сам он пребывает в коматозном состоянии. В связи с этим некоторые мусульмане задаются вопросом:
«Как Ислам смотрит на то, чтобы отключить такого человека от аппарата жизнеобеспечения? Ведь он итак практически мёртв. Не лучше ли избавить его от страданий?»

Прежде, чем привести слова обладателей знания по этому вопросу, следует отметить, что такое понятие, как «Убийство из милосердия с целью облегчения страданий» не является дозволенным в своей основе. Ведь как бы это не называлось, по факту это является запретным убийством, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал одним из самых больших грехов. И в этом вопросе нет никаких исключении, кроме случаев, о которых упоминали учёные в отношении людей, имеющих положения умерших.
А что касается лишения больного лекарств, на которых держится его жизнь или его отключения от аппарата жизнеобеспечения под предлогом «облегчения больному и прекращения его страданий», то это не дозволено, и это относится к запретному убийству. Сказал аль-Бухути аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «И не дозволено убивать животных и закалывать их ради облегчения им, так как они являются имуществом, пока они живы, а их закалывание будет рассматриваться как порча (имущества), а ведь было запрещено уничтожать имущество. Точно так же и человек, страдающий от болей по причине тяжёлых болезней или распятый при помощи железа, пока он живой, его жизнь является неприкосновенной». См. «Кашшаф аль-Къина’» (5/495).
Это и есть основа в данном вопросе.

Что же касается исключений, то хотелось бы предоставить постановления современных учёных различных исламских советов и комитетов из самых разных стран, указавших на конкретные случаи, когда больного дозволяется отключать от аппарата искусственного жизнеобеспечения:

Пришло в постановлении Совета по мусульманскому праву (аль-Маджлис аль-фикъхи), входящего в состав Всемирной Исламской лиги в его десятом семинаре числа 24/02/1408 г.х.:
«Что касается больного, к телу которого подключены аппараты жизнеобеспечения, то дозволено их отключать в том случае, когда все функции мозга полностью перестали работать, если комитет из трёх опытных и специализированных врачей постановил, что остановка работы (функции мозга) не подлежит возобновлению, даже если сердце и дыхание работают автоматически путём подключённого аппарата. Однако не выносится шариатское постановление о его смерти, кроме как после полной остановки дыхания и сердцебиения при отключении аппаратов».

Также Совет исламской академии по мусульманскому праву (Маджма’ аль-фикъх аль-ислями) во время третьей конференции в Аммане, проходившей с 8 по 13 месяца Сафар, в 1407 г.х. что соответствует 1986 г. с 11 по 16 октября, после обсуждения положения аппаратов жизнеобеспечения и, выслушивав детальное разъяснение соответствующих врачей, постановил:
«Человек считается мёртвым согласно Шариату и на него распространяются все установленные шариатские положения, связанные со смертью, если обнаружатся в нём два признака:
1. Если его сердце и дыхание полностью приостановятся и врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению.
2. Если все функции мозга полностью перестанут работать и специализированные и опытные врачи вынесут решение, что эта остановка не подлежит возобновлению и его мозг начнёт разлагаться.
В таких случаях дозволено отключать аппараты жизнеобеспечения, которые подключены к человеку, даже если некоторые органы, как например сердце, будут работать автоматически путём подсоединённых к нему аппаратов». См. «Маджма’ аль-фикъх аль-ислями» (2/807).

Учёные Постоянного комитета по выдаче фатуа (аль-Ляджна ад-даима) относительно случаев, когда нет надобности в подключении к больному искусственного аппарата жизнеобеспечения, постановили следующее:
«1. Если больной был доставлен в больницу уже мёртвым, то в таком случае нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
2. Если жизнедеятельность больного не пригодна для его оживления по свидетельству трёх надёжных специалистов из числа врачей, то в таком случае также нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения.
3. Если положение больного осложнилось до такой степени, что стало неподлежащим для лечения и по свидетельству трёх надёжных и специализированных врачей его смерть неизбежна, то в этом случае также нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
4. Если больной в положении полного бессилия, или в положении застоя разума с продолжительной болезнью (вроде комы), или онкологическое заболевание на последней стадии, или продолжительная болезнь сердца и лёгких с частыми остановками сердца и лёгких, и это постановление от трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости в использовании аппарата жизнеобеспечения.
5. Если у больного обнаружился признак того, что мозг постиг неизлечимое повреждение по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет нужды в использовании аппарата жизнеобеспечения из-за отсутствия пользы в этом.
6. Если работа сердца и лёгких не играет уже роли для больного и в конкретной ситуации не приносит ему пользы по постановлению трёх надёжных и специализированных врачей, то нет необходимости использовать аппараты жизнеобеспечения.
В вопросе отключения или же подключения больного к аппарату искусственного жизнеобеспечения не стоит обращать внимания на мнение близких больного, так как они не являются специалистами в этой области». См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима» (25/80).



samiri
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 13:59

Re: Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Сообщение samiri » 09 июл 2019, 22:22

ас саляму алейкум
джазакаЛлаху хайран брат, да дарует нам Всевышний благой и легкий исход!
Вопрос: На основе чего постановление именно троих, а не меньшего кол-ва опытных врачей берется в расчет?



Аватара пользователя
abu__maryam
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Сообщение abu__maryam » 11 июл 2019, 14:04

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Уа ийак!
Наверное в случае постановления трёх врачей, вероятность допущения ошибки меньше чем если будет один врач или два.
Еще в медицине у каждого своя специализация, например кто-то специалист по сердцу. Другой в том, что связано с мозговыми функциями. Третий в дыхательной области и т.п.
Аллаху А’лям



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 13 июл 2019, 09:19

Джазака-Ллаху хайран ахы за эту полезную тему!
abu__maryam писал(а):
09 июл 2019, 19:24
Сказал аль-Бухути аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «И не дозволено убивать животных и закалывать их ради облегчения им, так как они являются имуществом, пока они живы, а их закалывание будет рассматриваться как порча (имущества), а ведь было запрещено уничтожать имущество». См. «Кашшаф аль-Къина’» (5/495).
Для пользы хотелось бы отметить, что маликитские имамы разделяли между животным, которое дозволено употреблять в пищу и между теми, которые нельзя. Если скажем собака, кошка или домашний осел заболели, ослепли и т.п., то они дозволяли их усыпить, чтобы избавить от страданий. Так, аль-Хураши аль-Малики сказал: “Дозволено, более того, даже желательно заколоть животное, которое нельзя кушать, чтобы облегчить ему страдание”. См. “Шарх мухтасар Халиль” 3/350.
И это мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, сказавший: “Если животное заболело, то если оно из числа тех, которое нельзя кушать, и нет надежды на его выздоровление, то нет проблем в том, чтобы его усыпить, так как в сохранении этого животного будет твоё обременение и быть может пустая трата денег”. См. “Фатауа манар аль-Ислям” 3/750.



samiri
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 13:59

Re: Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Сообщение samiri » 14 июл 2019, 16:30

ас саляму алейкум

а если ослепло, к примеру, домашнее животное которое можно кушать, разве не разрешается заколоть его, чтобы и облегчить ему как бы, а затем и покушать?



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 15 июл 2019, 15:03

Уа алейкум салям брат
Если животное дозволено кушать, то конечно в этом проблем нет)
НО я говорил про животных, которых запрещено употреблять в пищу, поэтому даже в качестве примера процитировал запретных для еды животных, сказав:
"Если скажем собака, кошка или домашний осел заболели, ослепли и т.п."



samiri
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 13:59

Re: Дозволено ли отключать больного от аппарата жизнеобеспечения?

Сообщение samiri » 15 июл 2019, 16:41

ДжазакаЛаху хайран брат)

Я пришел к такому странному выводу из-за слов шейха Мансура аль-Бухути который не сделав различий обобщил запрет:

«И не дозволено убивать животных и закалывать их ради облегчения им, так как они являются имуществом, пока они живы, а их закалывание будет рассматриваться как порча (имущества), а ведь было запрещено уничтожать имущество». См. «Кашшаф аль-Къина’» (5/495).

но теперь всё ясно)

баракаЛлаху фиикум



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3022
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 15 июл 2019, 19:13

Ну так я же специально брат сначала процитировал эти слова аль-Бухути и потом слова маликитов, сказав:
"Для пользы хотелось бы отметить, что маликитские имамы разделяли между животным, которое дозволено употреблять в пищу и между теми, которые нельзя".
Уа джазак)



Ответить