"САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

38. КНИГА О ЕДЕ


Глава 1. Произнесение имени Аллаха над едой

1308 Передают, что Хузайфа сказал: «Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха ﷺ, мы никогда не [протягивали] руки [к еде], пока не [начинал есть] посланник Аллаха ﷺ. [Однажды], когда мы разделяли с ним трапезу, явилась какая-то девочка, [спешившая так], будто её подгоняли, [подошла к] еде и [протянула к ней] руку, но посланник Аллаха ﷺ схватил её за руку, а потом явился какой-то бедуин, [тоже спешивший так], будто его подгоняли. Схватив за руку и его, посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха, и он привёл сюда эту девочку, чтобы сделать [эту еду] дозволенной для себя [с её помощью], но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы сделать [эту еду] дозволенной для себя [с его помощью], но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал её за руку, в моей руке была рука [шайтана]!"»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Хузайфа сказал: «А потом [посланник Аллаха ﷺ] произнёс имя Аллаха и [приступил к] трапезе».


1309 Передают со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит к себе домой и поминает Всемогущего и Великого Аллаха при входе и перед едой, шайтан говорит [своим приспешникам]: "Не будет для вас [здесь] ни приюта, ни ужина!" Если он войдёт [в дом], не помянув Аллаха при входе, шайтан говорит: "Вы получили приют" если же он не помянет Аллаха и перед едой, шайтан говорит: "Вы получили и приют, и ужин"».

Глава 2. [Следует] есть правой рукой


1310 Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, и когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть [делает это] с помощью правой руки, ибо шайтан ест левой рукой и пьёт с помощью левой руки».

1311 Ияс ибн Саляма ибн аль-Аква', да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что его отец рассказал ему [следующее]: «Один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха ﷺ, и пророк ﷺ велел ему: "Ешь правой рукой!" Тот сказал: "Я не могу", и тогда пророк ﷺ сказал: "Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему1819, кроме гордости!" — и больше [этот человек] уже не смог поднести ко рту [левую руку]».

1819 То есть ничто не мешает ему следовать моей сунне, согласно которой есть следует правой рукой.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 3. [Участнику общей трапезы следует брать] еду с ближнего [к нему края блюда]

1312 Передают, что 'Умар ибн Абу Саляма, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
[Будучи ребёнком и] находясь на попечении посланника Аллаха ﷺ 1820, я обычно протягивал руки [к разным краям] блюда [во время еды], и [однажды пророк ﷺ сказал мне: «О мальчик, говори "С именем Аллаха", ешь правой рукой и [бери еду] с ближнего [к тебе края блюда]».
1820 'Умар ибн Абу Саляма был сыном Умм Салямы от первого брака. Впоследствии она стала женой пророка ﷺ

Глава 4. [Следует брать еду] тремя пальцами

1313 Передают, что Ка'б ибн Малик сказал: «Посланник Аллахам ﷺ ел тремя пальцами, [закончив же есть], облизывал руку, прежде чем вытереть её».

Глава 5. Пусть тот, кто поест, оближет свою руку или даст облизать её [другому]


1314 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «После того, как кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет её сам или не даст облизать другому».1821

1821 Как указывается в комментариях, здесь имеются в виду жена, дети, рабы или ученики. Смысл этого веления разъясняется ниже (см. хадисы №1315 и №1316).

Глава 6. Облизывание пальцев и [очищение] блюда


1315 Передают со слов Джабира, что пророк ﷺ , велел [своим сподвижникам] облизывать пальцы и очищать блюдо1822 и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком [куске вашей пищи скрыта] благодать (барака)».

1822 Иначе говоря, съедать всё, ничего не оставляя.

Глава 7. Если [во время еды] кусок упадёт [на пол, его следует] очистить и съесть


1316 Передают, что Джабир сказал: «Я слышал, как пророк ﷺ сказал: "Поистине, [что бы ни делал] любой из вас, шайтан находится [рядом] с ним, [не покидая человека] и во время еды, и, если у кого-нибудь из вас упадёт кусок, пусть уберёт [соринки], которые к нему пристанут, а потом съест, не оставляя его шайтану. Когда же [человек] закончит [есть], пусть оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком [куске] его пищи [скрыта] благодать"».

Глава 8. [После] еды и питья [следует воздать] хвалу Аллаху


1317 Передают со слов Анаса ибн Малика , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах доволен [таким Своим] рабом, который воздаёт Ему хвалу за каждый съеденный кусок [пищи] и каждый выпитый глоток [воды]».

Глава 9. Вопрос о наслаждении, [которое доставляют человеку] еда и питьё


1318 Передают, что Абу Хурайра сказал:
Как-то раз, выйдя [из дома] днём (или: ночью) посланник Аллаха ﷺ вдруг увидел Абу Бакра и 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и спросил: «Что заставило вас покинуть ваши дома в такой час?» Они ответили: «Голод, о посланник Аллаха». [Посланник Аллаха ﷺ] сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, это заставило покинуть мой дом и меня! Пойдёмте же». Они пошли вместе с ним к одному человеку из числа ансаров],1823 но оказалось, что его нет дома. Увидев [пророка ﷺ
жена [этого человека] сказала: «Добро пожаловать!» Посланник Аллаха ﷺ спросил её: «А где же такой-то?» [Женщина] ответила: «Он пошёл за , хорошей водой для нас». Тут появился этот ансар, увидел посланника Аллаха ﷺ и двух его спутников, а потом1824 сказал: «Хвала Аллаху, ни у кого сегодня не будет более высоких гостей, чем у меня!» После этого он ушёл, принёс им гроздь фиников, на которой были зелёные, спелые и перезревшие плоды, и сказал: «Поешьте этого», а сам взял в руки нож. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Ни в коем случае не режь дойную!1825 — однако тот зарезал для них [именно дойную овцу]. [После этого] они поели [мяса] и [фиников] и попили [воды], когда же они наелись и напились, посланник Аллаха ﷺ сказал Абу Бакру и 'Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, в День воскресения вы обязательно будете спрошены об этом наслаждении! 1826 Покинуть дома вас заставил голод, но вы не вернулись, пока не получили удовольствие».

1823 Этого ансара звали Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан, о чём говорится в той версии этого хадиса, которую приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы.
1824 То есть после приветствий.
1825 Пророк не хотел, чтобы дети этого человека остались без молока.
1826 Вопросы будут сопровождаться перечислением того, что доставляло человеку наслаждение (имеется в виду, что люди будут спрошены обо всём, в чём они превысили меру необходимого, о том, была ли пища, которую они вкушали, дозволенной, о том, поблагодарили ли они за это Аллаха, и так далее), и не обязательно повлекут за собой порицание и наказание, а Аллах знает этом лучше [Навави. Минхадж].


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 10. [Следует] принимать приглашение соседа на угощение


1319 Передают со слов Анаса , что у посланника Аллаха ﷺ был сосед перс, который хорошо готовил бульон. [Однажды] он приготовил [его] для посланника Аллаха ﷺ , а потом пришёл, чтобы пригласить его [к себе]. [Пророк ﷺ ] спросил: «А её [ты приглашаешь]?» — имея в виду 'Аишу. Тот сказал: «Нет»1827 и посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Тогда и я отвечу] "нет"». [Потом этот человек] снова пришёл, чтобы пригласить его, и посланник Аллаха ﷺ спросил: «А её?» Тот сказал: «Нет», и посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Тогда и я отвечу] "нет"». Потом он снова пришёл приглашать его, и посланник Аллаха ﷺ спросил: «А её?» На третий раз тот сказал: «Да», и тогда оба они встали и шли друг за другом, пока не дошли до дома [соседа].

1827 Возможной причиной отказа было то, что этот человек не смог бы накормить всех досыта.

Глава 11. [О таком случае, когда за человеком], которого пригласили на угощение, следует другой


1320 Передают, что Абу Мас'уд аль-Ансари сказал: «Был среди ансаров один человек, которого звали Абу Шу'айб и который имел раба мясника. Увидев [как-то раз] посланника Аллаха ﷺ, [Абу Шу'айб] понял по [выражению] его лица, что [пророка ﷺ мучит] голод, и сказал своему рабу: "Горе тебе, приготовь нам угощение на пятерых, ибо я хочу пригласить [к себе] пророка ﷺ [и ещё четырёх гостей]" а [когда они пошли к нему], за ними последовал ещё один человек. Дойдя до дверей [дома Абу Шу'айба], пророк ﷺ сказал: "Этот [человек] последовал за нами. Если хочешь, позволь ему [войти], а если не хочешь, то он вернётся" и [Абу Шу'айб] сказал: "Нет, я позволяю ему [войти], о посланник Аллаха"».

Глава 12. О [том, что желательно] отдавать предпочтение гостю


1321 Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] к посланнику Аллаха ﷺ пришёл какой-то бедуин и сказал: "Поистине, я изнурён"1828] [Пророк ﷺ] послал [кого-то] к одной из своих жён, и она сказала: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!" [Пророк ﷺ] послал [его] к другой [своей жене], но и она сказала нечто подобное, [и через некоторое время посланец обошёл всех его жён, но все] они говорили то же самое: "Нет, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!" [Тогда пророк ﷺ] сказал: "Да помилует Аллах Всевышний того, кто примет этого [человека сегодня] ночью". [Услышав это], один из ансаров встал и сказал: "Я, о посланник Аллаха" Он увёл его к себе домой и спросил жену: "Есть ли у тебя что-нибудь?" Она ответила: "Нет [ничего], кроме еды для моих детей". Он сказал: "Займи их чем-нибудь, а как только наш гость войдёт, [сделай огонь в светильнике меньше] и притворись, что мы едим, когда же он [сядет], чтобы поесть, подойди к светильнику и погаси [огонь]" После этого [все] уселись [на свои места], и гость поел, а наутро [хозяин дома] пришёл к пророку ﷺ, и он сказал: "Аллах подивился тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью.

1828 То есть я дошёл до крайней степени изнеможения от голода.

Глава 13. Еды для двоих хватит на троих


1322 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды для двоих хватит и троим, а еды для троих хватит и четверым».

1323 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:" Еды для одного хватит двоим, еды для двоих хватит четверым, а еды для четверых хватит восьмерым "».

Глава 14. Верующий [наполняет едой] одну кишку, а неверный —семь


1324 Передают со слов Джабира и Ибн 'Умара, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий [наполняет едой] одну кишку, а неверный —семь».

1325 Передают со слов Абу Хурайры , что [как-то раз, когда] у посланника Аллаха ﷺ гостил один неверный, по велению посланника Аллаха ﷺ для него подоили овцу, и тот выпил [всё, что удалось надоить]. Потом [для него подоили] другую [овцу], и он [опять] выпил [всё молоко]. [Так продолжалось] до тех пор, пока [этот человек] не выпил надой от семи овец, а наутро он принял ислам. Посланник Аллаха ﷺ велел подоить для него овцу, и он выпил [всё, что удалось надоить]. [Пророк ﷺ велел [подоить для него] другую, однако [на этот раз] тот не [смог допить молоко] до конца, и посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий [наполняет питьём] одну кишку, а неверный — семь».

Глава 15. Об употреблении в пищу тыквы


1326 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Один человек пригласил посланника Аллаха ﷺ [в гости], и я пошёл [к нему] вместе с ним. [Нам] подали бульон с [кусочками] тыквы, и посланник Аллаха ﷺ стал есть эту тыкву, которая ему нравилась. Увидев это, я принялся подбрасывать ему [кусочки тыквы], а сам не ел [их]».
[Передатчик этого хадиса] сказал: «Анас сказал: "И [с тех пор] мне всегда нравилась тыква"».

Глава 16. Уксус —прекрасная приправа


1327 Тальха ибн Нафи' передал, что он слышал, как Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ взял меня за руку [и привёл] к себе домой. Ему принесли кусок хлеба, и он спросил: "Есть ли какие-нибудь приправы?" [Ему] сказали: "Нет, разве что [немного] уксуса" и [пророк ﷺ] сказал: "Поистине, уксус — прекрасная приправа!"» Джабир сказал: «И я всегда любил уксус с тех пор, как услышал [эти слова] пророка ﷺ». Тальха сказал: «И я всегда любил уксус с тех пор, как услышал [эти слова] Джабира».


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 17. Об употреблении в пищу фиников, косточки которых [клались] между двумя пальцами


1328 Передают, что 'Абдуллах ибн Буср сказал: «[Однажды, когда] посланник Аллахаﷺ [пришёл] к моему отцу, мы подали ему [угощение, в том числе] и ватбу1829] Он отведал [того, что ему предложили, а потом] принесли финики, и пророк ﷺ стал есть их, помещая косточки между указательным и средним пальцами». 1830
Шу'ба 1831 сказал: «Таково моё мнение, и, если угодно Аллаху Всевышнему, он [действительно] клал финики между пальцами». 1832 ['Абдуллах сказал]: «После этого подали питьё, и (пророк ﷺ )
отпил [из сосуда], а потом передал его тому, кто находился справа от него. [Когда он собрался уезжать], мой отец взялся за удила его верхового животного и попросил: "Обратись к Аллаху с мольбой за нас", и [пророкﷺ] сказал: "О Аллах, сделай для них благословенным то, чем Ты наделил их, прости и помилуй их" (Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум, ва-рхам-хум)».

1829 Ватба, или же хайс—блюдо, которое готовится из фиников сорта барни, топлёного масла и сушёного творога.
1830 Пророкﷺ делал это, чтобы не класть на блюдо с финиками косточки, которые он потом выбрасывал [Навави. Минхадж].
1831 Шу'ба — передатчик этого хадиса.
1832 В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Шу'бы, передатчик не выражает сомнений относительно этого.


Глава 18. Употребление в пищу фиников [человеком], сидевшим в позе «ик'а»


1329 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Однажды] посланнику Аллахаﷺ принесли финики, и пророкﷺ, [сидевший в неудобном положении], стал делить их и быстро есть».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что Анас сказал]: «Я видел, как пророкﷺ, сидевший в позе ик'а1833 , ел финики».

1833 Имеется в виду, что пророкﷺ сидел на пятках, а пальцы его ног были направлены вперёд.

Глава 19. Голодными останутся те люди, у которых дома нет фиников

1330 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [как-то раз] пророк ﷺсказал: «О 'Аиша, голодными останутся (или: будут голодать) те люди, у которых дома нет фиников, о 'Аиша, голодными останутся те люди, у которых дома нет фиников», повторив это дважды (или: трижды).

Глава 20. Запрещается брать по два финика сразу

1331 Передают, что Джабаля ибн Сухайм сказал: «Когда люди оказались в трудном положении1834, Ибн аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, выдавал нам финики, которыми мы питались. [Что же касается] Ибн 'Умара, то, проходя мимо нас, когда мы ели, он говорил: "Не берите по два, ибо, поистине, посланник Аллаха ﷺзапретил [поступать так], если только человек не попросит разрешения [на это] у своего брата [в исламе]"». Шу'ба1835 сказал: «Я считаю, что эти слова принадлежат не иначе как Ибн 'Умару», имея в виду слова об и спрашивании разрешения.1836

1834 Здесь речь идёт о событиях, происходивших в период двоевластия в Халифате. См. примечание к хадису № 8.
1835 Шу'ба — передатчик этого хадиса.
1836 В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Шу'бы, передатчик не выражает сомнений относительно этого места.


Глава 21. Употребление в пищу длинных огурцов с финиками


1332 Передают, что 'Абдуллах ибн Джа'фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха ﷺел длинные огурцы с финиками».1837

1837 В другом хадисе сообщается, что пророкﷺ ел дыню с финиками и говорил: «Мы умеряем жар этого посредством холода этого, а холод этого —посредством жара этого».

Глава 22. о чёрных плодах арака


1333 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Находясь вместе с пророкомﷺ в Марр аз-Захране1838 , мы собирали[плоды] арака, и пророкﷺ сказал: «Вам следует брать чёрные»1839. Мы стали говорить: «О посланник Аллаха, похоже, ты пас овец», и он сказал: «Да, а разве был хоть один пророк, который не пас их?» — или же он сказал нечто подобное.

1838 Марр-аз-Захран — вади, которое находится на расстоянии дня пути от Мекки.
1839 То есть спелые.

Глава 23. Употребление в пищу зайчатины


1334 Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Проходя по [вади] Марр аз-Захран, мы вспугнули зайца, и [люди] стали преследовать его, но [быстро] устали. Я тоже побежал, и мне [удалось] догнать [этого зайца], которого я принёс Абу Тальхе. Зарезав его, [Абу Тальха велел] отослать [задние ноги] посланнику Аллаха ﷺи я отнёс их ему, а он принял это».

Глава 24. Употребление в пищу ящериц


1335 Абдуллах ибн 'Аббас передал, что Халид ибн аль-Валид, да будет доволен ими Аллах, прозванный «мечом Аллаха», сообщил ему, что [однажды] он вместе с посланником Аллахаﷺ пришёл к жене пророкаﷺ Маймуне, которая приходилась тёткой со стороны матери и ему, и Ибн 'Аббасу. У неё была жареная ящерица, которую ей привезла из Неджда её сестра Хуфайда бинт аль-Харис. [Маймуна] подала эту ящерицу посланнику Аллахаﷺ, которому редко подавали еду, не сказав, что [ему предлагают]. Когда посланник Аллахаﷺ протянул к ней руку, одна из находившихся [там] женщин сказала: «Скажите посланнику Аллаха ﷺ, что вы ему подали», и они стали говорить: «Это ящерица, о посланник Аллаха». Тогда посланник Аллаха ﷺподнял руку, а Халид ибн аль-Валид спросил: «О посланник Аллаха, разве [есть мясо] ящерицы запретно?» Он сказал: «Нет, но на земле моего народа [есть их] было не принято, и я чувствую, что мне это претит». Халид сказал: «Тогда я разжевал и съел её, а посланник Аллахаﷺ [всё] видел и ничего не запретил [мне]».

1336 Передают со слов Абу Са'ида [аль-Худри] , что один бедуин пришёл к посланнику Аллахаﷺ и сказал: «Я [живу] в низине, где водится много ящериц, которыми в основном питаются [члены] моей семьи». [Пророкﷺ] не ответил ему, и мы сказали: «[Спроси] ещё раз». Он снова [задал пророку ﷺтот же вопрос], но не получил ответа, а после третьего раза посланник Аллаха ﷺподозвал его и сказал: «О бедуин! Поистине, Аллах проклял (или: разгневался на) [одно из] колен израильтян и превратил их в животных, которые ползают по земле. Я не знаю, может быть, эти [ящерицы] — из их числа, и я не ем их, но не запрещаю [есть другим]».


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 25. Употребление в пищу саранчи

1337 Передают, что 'Абдуллах ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мы с посланником Аллахаﷺ совершили семь военных походов, [во время] которых ели саранчу».

Глава 26. Употребление в пищу обитателей моря и того, что оно выбрасывает [на берег]


1338 Передают, что Джабир сказал: «[Однажды] посланник Аллаха ﷺпослал нас в поход, назначив командиром Абу 'Убайду [ибн аль-Джарраха и поручив нам перехватить] караван курайшитов. Не найдя ничего другого, он дал нам с собой только кожаный мешок с финиками, и Абу 'Убайда выдавал [каждому бойцу] по одному финику [в день]». [Передатчик этого хадиса] сказал: «Я спросил: "И что же вы делали с ними?"» Джабир сказал:
Мы сосали их, как [это делают дети], а потом запивали водой, и этого нам хватало на целый день до наступления ночи. [Кроме того], мы сбивали палками листья [кустов1840 которые едят верблюды], а потом размачивали их в воде и ели. [Добравшись до] берега моря, мы увидели [там нечто] вроде огромного песчаного холма, [когда же] мы приблизились к нему, оказалось, что это [туша] животного, именуемого «'анбар»1841. [Сначала] Абу 'Убайда сказал: «[Это] падаль», но потом он сказал: «Нет, мы — посланцы посланника Аллахаﷺ, и мы находимся на пути Аллаха. Вы вынуждены делать это, так ешьте же.1842 Нас было триста человек, и мы провели рядом с ним [целый] месяц, [питаясь его мясом], пока не располнели. Мы вычерпывали жир из его глазных впадин кувшинами и отрезали от его туши куски мяса величиной с быка, а [однажды] Абу 'Убайда отобрал тринадцать человек из нас и усадил их в глазную впадину [этого животного]. [Кроме того], он взял одно из его рёбер и установил [на песке], а потом оседлал самого большого из наших верблюдов и проехал под этим ребром1843. Мы запаслись вяленым мясом, а когда приехали в Медину, пришли к посланнику Аллаха ﷺ [обо всём] рассказали ему. [Выслушав нас], он сказал: «Это — пропитание, которое [послал] вам Аллах. Осталось ли у вас что-нибудь от этого мяса [и для] нас? 1844» [После этого] мы послали посланнику Аллахаﷺ часть этого мяса, и он ел его.

1840 Эти кусты называются хабат.
1841 'Анбар— кашалот.
1842 Увидев тушу кашалота, Абу 'Убайда сначала решил, что в силу соответствующего установления Шариата есть его мясо запретно, но потом изменил своё мнение, поскольку людям угрожала голодная смерть
1843 Абу 'Убайда сделал это, чтобы потом рассказать другим о его размерах.
1844 Пророкﷺ сказал это, чтобы его сподвижники не испытывали никаких сомнений относительно дозволенности употребления в пищу мяса, которым они питались.


Глава 27. Об употреблении в пищу конины


1339 Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что в день [овладения] Хайбаром посланник Аллахаﷺ запретил [есть] мясо домашних ослов и разрешил есть конину.

1340 Передают, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] при жизни посланника Аллахаﷺ мы закололи лошадь и съели её».

Глава 28. Запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов


1341 Передают, что Абу Са'ляба сказал: «Посланник Аллаха ﷺзапретил [есть] мясо домашних ослов».

1342 Передают, что Анас сказал: «Когда посланник Аллаха ﷺзавоевал Хайбар, мы стали ловить ослов за пределами селения и готовить из них еду, а [через некоторое время] глашатай посланника Аллаха ﷺ [объявил]: "Поистине, Аллах и Его посланник запрещают вам [есть их мясо], ибо оно нечисто, и [это] — из числа дел шайтана", [после чего] котлы вместе с их кипящим содержимым были опрокинуты».

Глава 29. Запрет на употребление в пищу [мяса] любого дикого зверя, имеющего клыки


1343 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк ﷺ сказал: «Запретно есть [мясо] любого дикого зверя, имеющего клыки».

Глава 30. Запрет на употребление в пищу [мяса] любой птицы, имеющей когти


1344 Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил употреблять в пищу [мясо] любого дикого зверя, имеющего клыки, и [мясо] любой птицы, имеющей когти».

Глава 31. О нежелательности употребления в пищу чеснока


1345 Передают со слов Абу Айюба , что [как-то раз] пророк ﷺ остановился у него и расположился [на отдых] ниже Абу Айюба, расположившегося выше. Ночью Абу Айюб проснулся и сказал: «[Как же] мы [смеем] ходить над головой посланника Аллаха ﷺ ?!» — [после чего люди] отошли в сторону и провели [остаток] ночи [там]. Потом он [предложил] пророку ﷺ [перейти на более высокое место], но пророк ﷺ сказал: «На низком [месте] удобнее». Тогда [Абу Айюб] воскликнул: «Я не поднимусь выше того навеса, под которым находишься ты!» — и пророк ﷺ перешёл на высокое [место], а Абу Айюб — на низкое. [Абу Айюб] готовил для пророка ﷺ еду1845] когда же её приносили, он спрашивал, какого места [касались] пальцы [пророка ﷺ 1846 и прикасался к этому месту пальцами]. [Как-то раз] он приготовил для [пророкаﷺ ] еду, в которой был чеснок, а когда [блюдо] принесли ему обратно, он спросил, какого места [касались] пальцы ему сказали: «Он не ел [этого]». Тогда [Абу Айюб] испугался1847] поднялся к [пророку ﷺ и спросил: «Разве [есть чеснок] запретно?» Пророк ﷺ сказал: «Нет, но я чувствую к нему отвращение». [Абу Айюб] сказал: «Поистине, и я чувствую отвращение к тому, что отвратительно тебе (или: к тому, что вызвало у тебя отвращение)».
[Абу Айюб] сказал: «[А дело было в том, что] к пророку ﷺ являлись [ангелы, и ему ниспосылались откровения)».1848

1845 Подразумевается, что это делалось по распоряжению Абу Айюба.
1846 Абу Айюб хотел прикоснуться к тому же месту с целью получения благословения.
1847 Абу Айюб испугался, что он невольно совершил нечто такое, из-за чего пророк ﷺ отказывается от его угощения.
1848 Имеется в виду, что ввиду этого пророк ﷺ не желал, чтобы от него пахло чесноком.




Глава 32. Об отказе от порицания еды


1346 Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я никогда не слышал, чтобы посланник Аллаха ﷺ порицал какую-либо еду —если он желал её, то ел, а если не желал, то молчал».


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

39. КНИГА ОБ ОДЕЖДЕ И УКРАШЕНИЯХ


Глава 1. О том, что в мире дольнем шелка носит лишь тот, у кого нет удела в мире ином, и о разрешении использовать шёлк и продавать его



1347 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] 'Умар ибн аль-Хаттаб увидел, что 'Утарид ат-Тамими],1849 встречавшийся с царями и получавший от них [подарки], выставил на продажу на рынке [дорогой] полосатый плащ (хулля сийара).1850 [Встретившись с пророком ﷺ 'Умар сказал: "О посланник Аллаха, я видел, что 'Утарид продаёт на рынке полосатый плащ. [Было бы хорошо], если бы ты купил [эту одежду] и надевал её для [встреч] с делегациями арабов, когда они будут приезжать к тебе"». [Передатчик этого хадиса сказал]: «И я думаю, что он [также] сказал "и в пятницу"». ['Абдуллах ибн 'Умар сказал]: «[На это] посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
"В мире дольнем шелка носит лишь тот, у кого нет удела в мире ином". Потом,, когда посланнику Аллаха ﷺ доставили [много таких одежд], он послал одну 'Умару и одну — Усаме ибн Зайду, а ещё одну подарил 'Али ибн Абу Талибу и сказал, [чтобы каждому из них передали]: "Разорви её на покрывала [и раздели среди] своих женщин". [После этого] 'Умар пришёл [к нему с этим подарком] и сказал: "О посланник Аллаха, ты прислал мне это, а сам вчера сказал об одежде 'Утарида то, что сказал!" [В ответ ему пророк ﷺ] сказал: "Поистине, я послал тебе [эту одежду] не для того, чтобы ты носил её! Я послал тебе [эту одежду], чтобы ты использовал её [в других целях]". Что же касается Усамы, то он [появился в этой одежде на людях], и посланник Аллаха ﷺ так посмотрел на него, что [Усама] понял, что посланник Аллаха ﷺ не одобряет [его поступок], и сказал: "О посланник Аллаха, почему ты смотришь на меня? Ты ведь сам послал мне [эту одежду]!" [На это пророк ﷺ] сказал: "Поистине, я послал тебе [эту одежду] не для того, чтобы ты носил её, а для того, чтобы ты разорвал её на покрывала [и разделил среди] своих женщин"».


1849 'Утарид ибн Хаджиб ат-Тамими возглавлял делегацию племени бану тамим, прибывшую к пророку в 631 или 632 г.
1850 Хулля сийара— верхняя одежда наподобие плаща с жёлтыми полосами из ткани с включениями шёлковых и золотых нитей.


Глава 2. Тот, кто носил шелка в мире дольнем, не будет носить их в мире ином


1348 Передают, что Халифа ибн Ка'б Абу Зубьян сказал:
[Однажды] я слышал, как во время проповеди 'Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: «Не одевайте в шелка ваших жён, ибо я слышал, как 'Умар ибн аль-Хаттаб говорил, что посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не носите шелка, ибо, поистине, тот, кто будет носить шёлк в этом мире, не наденет его в мире вечном"».

Глава 3. Богобоязненным не следует носить шёлковую одежду с разрезом сзади



1349 Передают, что 'Укба ибн 'Амир сказал: «[Однажды] посланнику Аллаха ﷺ подарили верхнюю шёлковую одежду с разрезом сзади (фар- рудж)1851. Он надел [эту одежду] и совершил в ней молитву, закончив же [молиться], быстро скинул её с себя как нечто ненавистное ему и воскликнул: "Не следует богобоязненным [носить] это!"»

1851 Такая одежда надевалась поверх других одежд.

Глава 4. Запрет на ношение шёлка, за исключением [полосы шириной] в два пальца



1350 Передают, что Абу 'Усман сказал: «Когда мы находились в Азербайджане,1852'Умар написал нам [письмо, в котором говорилось]: "О "Утба ибн Фаркад,1853 поистине, это 1854[досталось тебе] не благодаря твоим трудам и не благодаря трудам твоего отца или твоей матери, а поэтому корми мусульман, находящихся в своих домах, тем же, что ешь ты сам у себя дома.1855 [Кроме того], остерегайтесь наслаждений, [которым предаются] многобожники, [не носите такую] одежду, [которую носят они], и не носите шелка. Поистине, посланник Аллаха ﷺ запретил носить шелка, за исключением [полос] такой [ширины, ибо, говоря об этом] нам, посланник Аллаха ﷺ поднял средний и указательный пальцы и соединил их"». Зухайр сказал: «'Асим1856сказал: "Это [было написано] в письме"». [Передатчик этого хадиса] сказал: «И Зухайр поднял два этих пальца».


1852 Речь идёт об иранской провинции сасанидской Персии, которую не следует путать с позднесредневековым тюркоязычным Азербайджаном. Эта провинция охватывала территорию между озером Урмия, Араксом и Каспийским морем со столицей в Ардебиле.
1853 'Утба ибн Фаркад —командующий мусульманских отрядов, вошедших на территорию Западного Азербайджана в 644 г. в ходе военных действий, целью которых являлось завоевание Ирана. Абу 'Усман был одним из участников этого похода.
1854 Здесь имеется в виду богатая добыча, захваченная 'Утбой.
1855 'Умар велит 'Утбе своевременно снабжать воинов продовольственными пайками, в которых должно было быть всё, что тот ел сам, не дожидаясь, пока они станут требовать этого от него.
1856 Зухайр и 'Асим — передатчики этого хадиса.





1351 Сувайд ибн Гафаля передал, что, находясь в Джабие 1857'Умар ибн аль-Хаттаб обратился [к людям] с проповедью и сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил носить шелка, за исключением [полосы шириной] в два (или: три; или: четыре) пальца».

1857 А ж а б и я — город в Сирии между 'Азриатом и Дамаском.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5. Запрет на ношение кафтана из дибаджа

1352 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды пророк ﷺ надел подаренный ему кафтан из дибаджа 1858, но быстро снял его и отослал "Умару ибн аль-Хаттабу . [Ему] сказали: "Как быстро ты снял [этот кафтан], о посланник Аллаха!" — [на что] он ответил: "[Носить] его мне запретил Джибрил عليه السلام". А потом к нему пришёл плачущий 'Умар и воскликнул: "О посланник Аллаха, ты порицаешь что-то, а потом даришь это мне, так что же мне [с этим делать]?" [В ответ ему пророк ﷺ] сказал: "Я ведь подарил тебе [этот кафтан] не для того, чтобы ты его носил, а только для того, чтобы ты его продал", и ['Умар] продал его за две тысячи дирхемов».

1858 Дибадж —дорогая ткань на шёлковой основе.

Глава 6. Разрешение носить шёлковую [одежду] в случае болезни


1353 Передают со слов Анаса ибн Малика , что [однажды, находясь] в пути, посланник Аллаха ﷺ позволил 'Абд-ар-Рахману ибн 'Ауфу и аз- Зубайру ибн аль-'Авваму носить шёлковые рубахи из-за чесотки (или какой-то болезни), от которой они страдали. [Как сообщается] в [другой] версии [этого хадиса], они пожаловались посланнику Аллаха ﷺ на [то, что их донимают] вши.

Глава 7. Разрешение использовать подушки из дибаджа


1354 Передают, что 'Абдуллах, который был вольноотпущенником Асмы бинт Абу Бакр и приходился дядей по матери сыну 'Аты, сказал:
[Однажды] Асма послала меня к 'Абдуллаху ибн 'Умару, да будет доволен ими Аллах, [чтобы я передал ему следующее]: «Дошло до меня, что ты запрещаешь три вещи: [нашивать] на одежду знаки 1859 [из шёлка, пользоваться] пурпурными подушками для сёдел1860 и соблюдать пост в течение всего [месяца] раджаб». [Выслушав это], 'Абдуллах сказал мне: «Если говорить о [посте в течение всего] раджаба, о котором ты упомянул, что же тогда сказать о том, кто постится постоянно?1861 Что же касается знаков, о которых ты упомянул, то, услышав, как "Умар ибн аль- Хаттаб сказал», что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: "Шёлковую [одежду] носит лишь тот, у кого нет удела [в мире вечном]" я побоялся, что это относится и к этим знакам. Что же касается пурпурных подушек, то вот подушка 'Абдуллаха 1862, и оказалось, что эта подушка пурпурного цвета1863. [После этого] я вернулся к Асме и [обо всём] рассказал ей. [Выслушав меня], она сказала: «Вот джубба1864 посланника Аллаха ﷺ и принесла мне джуббу из грубой материи, [подобную тем, что носили во владениях] хосроя 1865. На её [кармане] была полоска из дибаджа, которым были обшиты также её полы, бока и рукава. [Асма] сказала: «Она хранилась у 'Аиши до самой её смерти, а когда она умерла, я забрала [джуббу к себе]. Посланник Аллаха ﷺ носил [эту джуббу], мы же стираем её, а [воду используем] для [лечения] больных».

1859 Здесь речь идёт о знаках, нашивавшихся на одежду перед сражениями, чтобы отличать своих от врагов.
1860 Имеются в виду шёлковые или шерстяные подушки для верблюжьих сёдел.
1861 Говоря о соблюдении поста в течение всего раджаба, 'Абдуллах ибн 'Умар имеет в виду самого себя. Дело в том, что сам он, а также 'Умар ибн аль-Хат- таб, 'Аиша, Абу Тальха и некоторые другие сподвижники считали допустимым постоянное соблюдение поста, за исключением дней праздника и дней«ташрика», то есть 11-го, 12-го и 13-го дня месяца зу-ль-хиджжа. Такого же мнения придерживался и аш-Шафи'и. Таким образом, 'Абдуллах ибн 'Умар отрицает, что он запрещал соблюдать пост в течение всего раджаба.
1862 То есть самого 'Абдуллаха ибн 'Умара.
1863 Подразумевается, что подушка была не шёлковой.
1864 Джубба — верхняя одежда с широкими рукавами.
1865 То есть подобную тем, что носили персы.


Глава 8. Разрезание шёлковой одежды на покрывала для женщин


1355 Передают со слов 'Али ибн Абу Талиба что правитель Думата Укайдир 1866подарил пророку ﷺ шёлковую одежду, пророк же ﷺ отдал её 'Али, да почтит его Аллах. ['Али] сказал: «Я разорвал её на покрывала [и разделил] между Фатимами 1867.

1866 Укайдир ибн 'Абд-аль-Малик аль-Кинди был правителем укреплённого города Думат-аль-Джандаль, который находился на расстоянии пяти дней пути от Дамаска и пятнадцати дней пути от Медины. После завершения похода на Табук, жители которого без боя сдались мусульманам и обязались выплачивать подушную подать, пророк ﷺ разослал гонцов в соседние оазисы, а Халида ибн аль-Валида во главе 420 всадников послал на покорение Думат-аль-Джандаль (ныне Эль-Джауф). Халид застал Укайдира врасплох и доставил его к пророку ﷺ, который заключил с ним договор. По условиям этого договора Укайдир и его подданные принимали ислам, уступали Мухаммаду ﷺ 1/5 земель и обязывались отдавать 1/10 урожая фиников и выплачивать закят со скота.

1867 Имеются в виду Фатима, дочь пророка ﷺ, и жена 'Али, Фатима бинт Асад, мать 'Али, и Фатима, дочь Хамзы ибн 'Абд-аль-Мутталиба.



Глава 9. Запрет на ношение [одежды из] касси1868,
[одежды], окрашенной диким шафраном, и золотых перстней


1356 Передают со слов 'Али ибн Абу Талиба
что посланник Аллаха ﷺ запретил носить [одежду из] касси, [одежду], окрашенную диким шафраном (''усфур), и золотые перстни, а также читать Коран во время поясного поклона.

1868 Касси — ткань изо льна с полосками шёлка, которую привозили из Египта и Шама.

1357 Передают, что 'Абдуллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [Однажды], увидев на мне две одежды, окрашенные диким шафраном, посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Поистине, это — одежды неверных, так не носи же их!» Я спросил: «[Может быть], мне постирать их?» —[на что] он сказал: «Нет, сожги их».

Глава 10. Запрет на окрашивание одежды шафраном


1358 Передают, что Анас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил мужчинам [носить одежду], окрашенную шафраном (за'фаран)».


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 11. Об окрашивании волос и [закрашивании] седины

1359 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день завоевания Мекки привели Абу Кухафу, 1869 голова и борода которого были белыми, как [цветы] "сугамы" 1870 , и посланник Аллаха ﷺ сказал: "Измените это1871как-нибудь, но избегайте чёрного"».


1869 Абу Кухафа — отец Абу Бакра ас-Сыддика.
1870 С у г а м a (Atractylis gummifera) — растение с белоснежными цветами и плодами.
1871 То есть закрасьте эту седину.

Глава 12. [Когда дело касается] окрашивания [волос, следует] поступать не так, как поступают иудеи и христиане


1360 Передают со слов Абу Хурайры что пророк ﷺ сказал: «Иудеи и христиане не красят [волосы], а вы поступайте не так, как они».1872

1872 Имеется в виду, что седину следует закрашивать жёлтым или красным красителем, а чёрный краситель использовать запрещается.

Глава 13. Об одежде, [именуемой] хибара 1873


1361 Передают, что Катада сказал: [Однажды] мы спросили Анаса ибн Малика: «Какую одежду посланник Аллаха ﷺ любил больше всего (или: Какая одежда нравилась посланнику Аллаха ﷺ больше всего)?» —и он сказал: «Хибара».

1873 Хибара (мн. число — хибар) — разноцветный йеменский плащ.

Глава 14. О ношении плаща, расшитого узорами в виде верблюжьих сёдел

1362 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды утром пророк ﷺ вышел [из дома] в чёрной шерстяной одежде (мирт)1874, расшитой узорами в виде верблюжьих сёдел».

1874 Мирт — квадратный кусок шерстяной, хлопковой или иной ткани, представляющий собой нечто среднее между накидкой и плащом.

Глава 15. О ношении изара из грубой ткани и одежды из верблюжьей шерсти


1363 Передают, что Абу Бурда сказал: «[Однажды] я зашёл к 'Аише, да будет доволен ею Аллах, [вместе с другими людьми], и она вынесла нам изар из грубой ткани, какие делают в Йемене, и одежду из числа тех, что именуют муляббада1875и поклялась Аллахом, что посланник Аллаха ﷺ умер,когда на нём были две этих одежды».

1875 Муляббада — 'свалявшаяся' . Здесь имеется в виду, что ткань, из которой была сшита эта одежда, стала столь грубой, что напоминала войлок.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 16. О покрывалах для постели


1364 Передают, что Джабир сказал:
Когда я женился, посланник Аллаха ﷺ спросил: «[Есть ли у тебя] покрывала для постели?» Я сказал: «Откуда же у нас покрывала для постели?» Он сказал: «Поистине, они [у вас] будут». [А теперь] у моей жены есть [такое] покрывало, и [когда] я велю [ей]: «Убери его с глаз моих», она говорит: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, они у вас будут"».

Глава 17. [Следует иметь столько] постельных принадлежностей, сколько необходимо

1365 Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Один тюфяк для мужчины, другой — для его жены, третий — для гостя, а четвёртый — для шайтана».

Глава 18. Кожаный тюфяк, набитый пальмовым волокном

1366 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Постелью], на которой спал посланник Аллаха ﷺ, служил только кожаный тюфяк, набитый пальмовым волокном».

[Запрещается] сидеть, завернувшись в одну одежду и подняв колени к груди

1367 Передают со слов Джабира , что посланник Аллаха ﷺ запретил есть левой рукой и ходить в одной сандалии, а также заворачиваться в одну одежду и сидеть на ягодицах, подняв колени к груди и оставляя неприкрытыми половые органы.

Глава 20. Запрещается лежать навзничь, положив ногу на ногу

1368 Передают со слов Джабира ибн 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк ﷺ сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не кладёт ногу на ногу, улёгшись на спину».1876

1876 Лежать так запрещается лишь в тех случаях, когда из-за этого обнажаются те части тела, которые следует скрывать от взглядов других людей ('аурат).


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 22. О том, что изар следует поднимать до середины голеней

1370 Передают, что [однажды] Ибн 'Умар сказал: «[Как-то раз, когда] на мне был плохо затянутый изар, [края которого опускались слишком низко], я прошёл рядом с посланником Аллаха ﷺ, и он велел [мне]: "О 'Абдуллах, подтяни свой изар". Я подтянул его, но он сказал:
"Ещё". Я [сделал это] и с тех пор стараюсь [носить изар только так]». Кто-то спросил: «И докуда же?»1877 — [на что] он ответил: «До середины голеней».

1877 То есть: до какого уровня тебе было велено поднять его во второй раз?


Глава 23. Аллах не посмотрит на того, кто волочит за собой свой изар из высокомерия


1371 Передают, что Мухаммад ибн Зияд сказал: Я [был свидетелем того, как] Абу Хурайра , являвшийся правителем Бахрейна и увидевший человека, который волочил за собой свой изар, принялся бить ногой по земле, повторяя: «Явился правитель, явился правитель!» [Потом Абу Хурайра] сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, Аллах не посмотрит на того, кто волочит за собой свой изар из высокомерия"».


Глава 24. Аллах не заговорит с тремя [людьми] и не посмотрит на них


1372 Передают со слов Абу Зарра , что [однажды] пророк ﷺ сказал: «В День воскресения Аллах не заговорит с тремя [людьми], не посмотрит на них и не очистит их, и им [уготовано] мучительное наказание!» Посланник Аллаха ﷺ повторил эти слова трижды, и Абу Зарр воскликнул: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?» [Пророк ﷺ] сказал: «Тот, кто опускает [полы] изара [до земли], или попрекает [людей своими благодеяниями], или сбывает свой товар с помощью ложных клятв».

Глава 25. О том, кто из кичливости волочит за собой [по земле] свою одежду


1373 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто из кичливости волочит за собой [по земле] свою одежду».

Глава 26. Земля поглотила горделиво выступавшего человека, который восхищался собой


1374 Передают со слов Абу Хурайры что пророк ﷺ сказал: «Шёл, горделиво выступая, один человек, который восхищался своими локонами, ниспадавшими до плеч, и своим плащом, как вдруг земля поглотила его, и будет он погружаться в землю, пока не настанет Час этот».


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 27. Ангелы не входят ни в один дом, где есть собака или изображение

1375 Передают со слов Маймуны, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха ﷺ с утра был сумрачен и хранил молчание, и она сказала: «О посланник Аллаха, сегодня твой вид мне не нравится». [На это] посланник Аллаха ﷺсказал: «Поистине, Джибрил عليه سلامпообещал мне встретиться со мной, но не встретился, [хотя прежде], клянусь Аллахом, он не нарушал [обещаний, которые давал] мне». [Маймуна] сказала: «И посланник Аллаха ﷺоставался [в таком состоянии] до конца дня, а потом [вспомнил] о щенке, который находился под нашей палаткой, и по его велению [этого щенка] убрали [оттуда]. После этого [пророк ﷺ] сам взял [сосуд с] водой и обрызгал то место, [где лежал щенок], а вечером Джибрил عليه سلامвстретился с ним, и [пророк ﷺ] сказал ему: "Ты обещал мне, что встретишься со мной вчера". [Джибрил عليه سلام] сказал: "Да, но мы не входим ни в один дом, где есть собака или изображение", и на следующее утро посланник Аллаха ﷺ велел убить [всех] собак, даже тех, которые [охраняли] маленькие [пальмовые] рощи, но оставить [в живых] тех, которые [охраняли] большие рощи».

1376 Передают со слов Абу Хурайры что пророк ﷺ сказал: «Ангелы не входят ни в один дом, где есть изваяния или изображения».

Глава 28. Ангелы не входят ни в один дом, где есть изображение, за исключением изображений на одежде

1377 Буср ибн Са'ид передал со слов Зайда ибн Халида, что сподвижник посланника Аллаха ﷺ Абу Тальха сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, ангелы не входят ни в один дом, где есть изображения"».
Буср сказал: «А потом Зайд заболел, и мы пришли навестить его. [Увидев, что] на его двери висит занавеска, на которой было какое- то изображение, я спросил 'Убайдуллаха аль-Хауляни, воспитанника жены пророка ﷺ Маймуны: "Разве в [тот] день Зайд не сообщил нам [нечто относительно] изображений?" [В ответ мне] 'Убайдуллах сказал: "А разве ты не слышал, как он сказал <кроме украшений1878на одежде>"?»

1878 Имеются в виду узоры и изображения неодушевлённых предметов.

Глава 29. Порицание использования занавески, на которой есть изображения [живых существ], и разрезание её на куски, [чтобы сшить] подушки

1378 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] я занавесила свою кладовку тонкой занавеской [с изображениями, 1879 а потом] посланник Аллаха ﷺ зашёл ко мне, увидел [эту занавеску] и сорвал её. Цвет его лица изменился, и он сказал: "О 'Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся [люди], которые [пытаются] творить, подобно Аллаху Всевышнему!"» 'Аиша сказала: «Тогда мы разрезали [эту занавеску] и сделали из неё подушку (или-, две подушки)».

1879 Речь идёт об изображениях живых существ

1379 Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] я занавесила свою дверь занавеской из ворсистой ткани с изображениями крылатых коней, [а когда] посланник Аллаха ﷺ вернулся [в Медину] после одного [военного похода], он велел мне [снять эту занавеску], и я сняла её».

Глава 30. Об используемой для удобства небольшой подушке с изображениями [живых существ]

1380 Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что [однажды] она купила небольшую подушку с изображениями [живых существ], увидев которую пророк ﷺ не стал входить [в комнату]. По [выражению] его лица ['Аиша] поняла (или: ['Аише] стало понятно), что [пророк ﷺ испытывает к этому] отвращение, и она сказала: «О посланник Аллаха, я приношу покаяние Аллаху и Его посланнику, но какой грех я совершила?» Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что это за подушка?» ['Аиша] сказала: «Я купила её для тебя, чтобы ты сидел на ней и опирался на неё». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, тех, кто создал эти изображения, подвергнут мучениям, и им будет сказано: "Оживите то, что вы создали"». Потом он сказал: «Поистине, ангелы не входят в тот дом, в котором есть изображения».
В [другой] версии [этого хадиса сообщается, что 'Аиша] взяла [эту подушку] и сделала из неё две подушки, которые [пророк ﷺ] подкладывал дома себе под голову.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 31. Наказание, которому в День воскресения [подвергнутся люди], создающие изображения

1381 Передают, что Са'ид ибн Абу аль-Хасан сказал:
Один человек пришёл к Ибн 'Аббасу и сказал: «Я создаю эти изображения, так дай же мне совет [относительно этого]». [Ибн 'Аббас] сказал: «Подойди ко мне ближе», и тот приблизился к нему. [Ибн 'Аббас снова] сказал: «Подойди ко мне ближе», и когда тот подошёл ещё ближе, [Ибн 'Аббас] положил ему руку на голову и сказал: «Не сообщить ли тебе, что я слышал от посланника Аллаха ﷺ? Я слышал, как посланник Аллаха ﷺсказал: "Каждый [человек], создающий изображения, [окажется] в Огне, где за каждое нарисованное им изображение к нему [приставят] того, кто будет мучить его в Геенне"». [После этого Ибн 'Аббас] сказал: «Если уж ты непременно должен заниматься этим, [изображай] деревья и то, в чём нет души».

Глава 32. Наказание для людей, создающих изображения


1382 Абу Зур'а передал, что [однажды] он зашёл в дом Марвана вместе с Абу Хурайрой, который увидел там изображения [живых существ] и сказал: Я слышал, как посланник Аллаха ﷺсказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Кто несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут пшеничное зерно, или пусть создадут ячменное зерно!"»

Глава 33. Запрет на ношение золотых перстней, использование серебряных [сосудов] для питья и ношение [одежды из] шёлка и дибаджа


1383 Передают, что аль-Бара ибн 'Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллахаﷺ запретил нам [делать] семь [вещей] и велел [делать] семь [других]. Он велел нам навещать больного, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему1880, выполнять клятвы того, кто их даёт1881, помогать притесняемому, принимать [приглашение] приглашающего1882 и распространять приветствия1883. Запретил же он нам носить золотые перстни, пить из серебряных [сосудов, использовать шёлковые] подушки [для сёдел] и носить одежду из кассы, а [также носить] шёлка, истабрак1884 и дибадж1885».

1880 См. комментарий XLV.
1881 Примером может служить такой случай, когда один человек говорит другому: «Клянусь Аллахом, ты обязательно должен отведать моего угощения!»
1882 Здесь речь идёт о приглашениях на свадьбу, в гости и так далее.
1883 То есть приветствовать друг друга словами «Мир вам» (Ас-саляму 'алей- кум), что будет способствовать поддержанию добрых отношений между отдельными людьми и миру в обществе в целом.
1884 Истабрак— ткань на шёлковой основе.
1885 Все перечисленные здесь запреты, за исключением запрета на использование серебряной посуды, распространяются только на мужчин



Глава 34. О том, как был выброшен золотой перстень


1384 Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что [как-то раз], увидев на руке одного человека золотой перстень, посланник Аллаха ﷺ снял его, выбросил прочь и сказал: «Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени [Ада] и [надевает] его себе на руку! 1886Когда посланник Аллаха ﷺ ушёл, кто-то сказал этому человеку: «Возьми свой перстень и используй его [как-нибудь]», [на что] он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму [этот перстень] раз его выбросил посланник Аллаха ﷺ».

1886 Имеется в виду, что в мире вечном этот перстень станет частицей адского пламени и будет причинять мучения тому, кто его носил.


1385 Передают со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что [однажды] посланник Аллаха ﷺ сделал себе золотой перстень, который поворачивал камнем внутрь, когда надевал его, и люди тоже сделали себе [такие перстни]. [А через некоторое время пророк ﷺ] сел на минбаре, снял [этот перстень] и сказал: «Я носил этот перстень, поворачивая его камнем внутрь», а потом выбросил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я больше никогда его не надену!» — и люди тоже выбросили свои перстни.

Глава 35. Пророк ﷺ носил серебряный перстень, на котором была выгравирована [надпись]«Мухаммад, посланник Аллаха», а после него [этот перстень] носили халифы



1386 Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ подобрал для себя серебряный перстень, который носил на руке. Потом [этот перстень носил] у себя на руке Абу Бакр , потом — 'Умар , а потом — 'Усман , [и это продолжалось] до тех пор, пока он не упал с [руки 'Усмана] в колодец Арис1887. На [этом перстне] была выгравирована [надпись] "Мухаммад, посланник Аллаха"».
1887 Этот колодец находился в роще близ мечети Кубы.

1387 Передают со слов Анаса ибн Малика что [когда-то] пророк ﷺ подобрал для себя серебряный перстень и выгравировал на нём [надпись] «Мухаммад, посланник Аллаха», а людям сказал: «Я подобрал для себя серебряный перстень и выгравировал на нём [надпись] "Мухаммад, посланник Аллаха" так пусть же никто больше ничего [там] не пишет».

1388 Передают со слов Анаса , что, [когда] пророк ﷺ захотел направить послания хосрою, императору [Византии] и негусу, [ему] сказали: «Они не принимают незапечатанные послания», и тогда посланник Аллаха ﷺ отлил для себя серебряный перстень1888, на котором выгравировал [надпись] «Мухаммад, посланник Аллаха».

1888 То есть отлил, чтобы использовать в качестве печатки.

Глава 36. О ношении на правой руке серебряного перстня с камнем из Эфиопии


1389 Передают со слов Анаса ибн Малика , что пророк ﷺ , носил на правой руке перстень с камнем из Эфиопии, который поворачивал внутрь.


Глава 37. О ношении перстня на мизинце левой руки

1390 Передают, что [однажды] Анас сказал: «Пророк ﷺ [носил] перстень на этом [пальце]», и указал на мизинец левой руки.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 38. О запрещении носить перстень на среднем и следующем пальце

1391 Передают, что [однажды] 'Али сказал: «Посланник Аллаха ﷺзапретил мне носить перстень на этом и этом пальцах». [Передатчик этого хадиса] сказал: «И он указал на средний и следующий1889пальцы.

1889 То есть на указательный палец.

Глава 39. О том, что было сказано о ношении сандалий и [необходимости запасаться] ими в большом количестве

1392 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Во время одного из военных походов, который мы совершали, я слышал, как пророк ﷺ сказал: "[Берите с собой] как можно больше сандалий, ибо пока человек носит сандалии, он [подобен] всаднику1890"».

1890 Имеется в виду, что ноги человека, обутого в сандалии, не соприкасаются с землёй.

Глава 40. Пусть тот, кто будет надевать сандалии, начинает с правой [ноги], а тот, кто будет снимать, —с левой

1393 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк ﷺ сказал: «Когда кто нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает с правой [ноги], а когда будет снимать, пусть начинает с левой, и пусть либо надевает1891 обе [сандалии], либо снимает обе».

1891 То есть носит.


Глава 41. Запрещается ходить в одной сандалии

1394 Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из вас не ходит в одной сандалии, но либо надевает обе, либо снимает обе».


Глава 42. О запрете «каза'»

1395 Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха ﷺ запретил каза'.
['Умар ибн Нафи'] сказал: «Я спросил Нафи'а1892: "А что такое каза'?" — и он сказал: "Это обривание [только] части головы и оставление [другой] части [нетронутой]"».

1892 'Умар ибн Нафи' и Нафи' — передатчики этого хадиса.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 43. Женщине запрещается подвязывать [накладные] волосы

1396 Передают, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Одна женщина пришла к пророку ﷺи сказала: "О посланник Аллаха, у меня есть дочь невеста, переболевшая корью, [от которой] у неё стали выпадать волосы, так не подвязать ли мне [накладные волосы на место выпавших]?" — [на что пророк ﷺ] сказал: "Аллах проклял и подвязывающую и ту, которая просит подвязать [ей чужие волосы ]».


Глава 44. Женщине запрещается подвязывать к голове какие-либо [волосы]


1397 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк ﷺ не разрешал женщине подвязывать к голове никакие [волосы]».


1398 Передают со слов Хумайда ибн 'Абд-ар-Рахмана ибн 'Ауфа, что в год совершения им хаджжа он слышал, как Му'авия ибн Абу Суфьян , [поднявшийся] на минбар и взявший из рук охранника прядь [накладных] волос, сказал: «О жители Медины, где же ваши улемы?! Я слышал, как пророк ﷺ, запрещал подобные вещи и говорил: "Поистине, погибли израильтяне только после того, как их женщины стали использовать это"».1893

1893 Имеется в виду, что знатоки религиозных установлений из числа иудеев не осуждали запретных действий такого рода, что в конечном итоге стало причиной гибели всех.


Глава 45. О том, что женщины, делающие татуировки и подпиливающие [зубы], были прокляты


1399 Передают, что [однажды] 'Абдуллах ибн Мас'уда воскликнул: «Да проклянёт Аллах женщин, делающих татуировки, и тех, кто просит делать их себе, [а также] выщипывающих себе брови и тех, кто просит [других] выщипать им брови, [а также] подпиливающих (мутафаллиджат) себе [зубы] 1894 для красоты и изменяющих творение Аллаха»! [Когда] это дошло до одной женщины из [племени] бану асад, которую называли Умм Я'куб и которая читала Коран, она пришла к нему и спросила: «Что это за рассказы о тебе до меня дошли? [Говорят, будто] ты проклинал женщин, делающих татуировки, и тех, кто просит делать их себе, и выщипывающих себе брови и тех, кто просит [других] выщипать им брови, [а также] женщин, подпиливающих [зубы] для красоты и изменяющих творение Аллаха».'Абдуллах сказал: «[Ведь] это1895 есть и в Книге Всемогущего и Великого Аллаха, так почему же мне не проклинать тех, кого проклял посланник Аллаха ﷺ Женщина сказала: «Я читала откровения, [ниспосланные в] Коране, но не нашла этого!» [Тогда 'Абдуллах] сказал: «Если бы ты читала [Коран], то непременно нашла бы это, [ибо] Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Берите же то, что дал вам посланник1896 и прекращайте [делать] то, что он вам запретил" (59:7)». Женщина сказала: «Но нечто из этого я вижу сейчас и у твоей жены!» ['Абдуллах] сказал: «Пойди и взгляни», и она зашла к жене 'Абдуллаха. Не увидев ничего [подобного, эта женщина вернулась] к нему и сказала: «Я ничего не увидела», на что ['Абдуллах] сказал: «А если бы это было, мы бы с ней не жили».

1894 Мутафаллиджа —женщина, подпиливающая зубы, чтобы немного удалить их друг от друга и сделать более красивыми.
1895 В данном случае имеются в виду проклятия по адресу тех, кого проклинал пророк ﷺ, но в более широком смысле речь идёт о дозволенности делать всё, что разрешалось пророком ﷺ , и отказе от всего, что он запрещал.
1896 То есть делайте то, что велел вам посланник.


1400 Передают, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Одна женщина пришла к пророку ﷺ и сказала: "О посланник Аллаха, у моего мужа есть ещё одна жена. Будет ли на мне грех, если я сделаю вид Саташабба'у), что получила [в подарок от] мужа то, чего [на самом деле] он мне не дарил?" [В ответ ей] пророк ﷺ сказал: "Делающий вид (муташабби), что [он получил то, чего на самом деле] ему не дарили, подобен тому, кто надел два одеяния лжи"».1897
1897 Эти слова толкуются по-разному. См. комментарий XLVI.


abu Hurayra_09
Сообщения: 527
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: "САХИХ МУСЛИМ". Мухтасар

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 47. О полуодетых женщинах

1401 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «[Представителей] двух видов обитателей Огня не вижу я [ныне среди членов моей общины: мужчин] с плетьми, подобными бычьим хвостам, которыми они избивают людей, и женщин, являющихся [одновременно] и одетыми (касыйат), и обнажёнными ('арийат), отклоняющимися (маилят) и отклоняющими (мумилят), головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов.1898 [Такие женщины] не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, [хотя] благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком- то расстоянии».1899

1898 Эти слова толкуются по-разному. См. комментарий XLVII.
1899 В одном из хадисов, который приводит ат-Табарани, сообщается, что пророк ﷺ сказал «и, поистине, аромат его будет ощущаться на расстоянии пятисот лет пути».


Глава 48. Срезание повязок с шей животных


1402 Абу Башир аль-Ансари передал, что он [принимал участие] в одном из военных походов посланника Аллаха ﷺ, и сказал: «Когда люди устроились на ночлег1900, посланник Аллаха ﷺ отправил [к ним] посланца, [чтобы тот сказал]: "[Следует] срезать [каждую] повязку из нитей (или: повязку), и да не останется на шее ни у одного верблюда [ни одной такой повязки]"».
Малик1901сказал: «Я думаю, [что такие повязки использовались в качестве талисманов] от дурного глаза».

1900 Передатчик этого хадиса 'Абдуллах ибн Абу Бакр сказал: «Я считаю, что [Абу Башир] сказал: "Когда люди устроились на ночлег..."».
1901 Малик — передатчик этого хадиса

Глава 49. О колокольчиках и о том, что ангелы не сопровождают группу [людей, пустившихся в путь] с собакой или колокольчиком

1403 Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы не будут сопровождать группу [людей, пустившихся в путь] с собакой или колокольчиком».

1404 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк ﷺ сказал: «Колокольчики являются свирелями шайтана».

Глава 50. Запрещается бить животное по морде и ставить на ней клеймо


1405 Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил бить животное по морде и ставить на ней клеймо».

1406 На'им Абу 'Абдуллах, вольноотпущенник Умм Салямы, передал, что он слышал, как Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды] посланник Аллаха ﷺ увидел осла с выжженным на морде клеймом и неодобрительно отозвался об этом».
[Ибн 'Аббас] сказал: «Клянусь Аллахом, я поставлю клеймо [своему ослу] только на наибольшем удалении от морды!» — после чего по его приказу его ослу поставили клейма на бёдра, и он был первым, кто поставил животному клейма на бёдрах.

Глава 51. Клеймение ушей овец
1407 Передают, что Анас сказал:
[Однажды] мы пришли к посланнику Аллаха ﷺ, который [в это время находился в] загоне и клеймил овец.
Передатчик этого хадиса сказал: «Я думаю, что [Анас] сказал "клеймил уши [овец]"».


Ответить