Как один ансар хотел развестись с одной из жён для Ибн ‘Ауфа

Ответить
Almaas
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

Как один ансар хотел развестись с одной из жён для Ибн ‘Ауфа

Сообщение Almaas »

Ассаляму галейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Существует хадис, где рассказывается, что при братании с мухаджирами Са’д ибн ар-Раби был готов развестись с одной из жен и дать на ней жениться Абд ар-Рахману ибн Ауфу:
«После того как Абд ар-Рахман ибн Ауф прибыл в Медину, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побратал его с ансаром Са’дом ибн ар-Раби. [Са’д отвел Абд ар-Рахмана к себе домой. Дома он попросил подать еду, и они вместе поели]. Затем Са’д обратился к Абд ар-Рахману: “Брат мой! Я самый богатый человек в Медине. (В другой версии хадиса сказано: “Я самый богатый среди ансаров”). Выбери половину моего имущества и забери ее себе. (В другой версии хадиса сказано: “Пойдем ко мне в сад, я поделю его с тобой пополам!”). К тому же у меня две жены, [а ты – мой брат по вере, однако у тебя нет ни одной]. Выбирай ту из них, которая тебе больше нравится, назови мне ее имя, и я разведусь с ней [ради тебя], [а как только истечет положенный для нее выжидательный срок, женись на ней]”. Абд ар-Рахман сказал: “Нет, клянусь Аллахом. Да ниспошлет Аллах тебе благословение в твоей семье и твоем имуществе! Покажите, где у вас тут рынок”. Ему подсказали, где находится рынок. Абд ар-Рахман пошел на рынок, что-то купил, что-то продал и выручил небольшую прибыль. [Каждое следующее утро он поступал так же] и возвращался с небольшим количеством творога и масла, [которое ему удавалось заработать]. [Все это он относил людям, в доме которых тогда жил]. Так продолжалось ровно столько, сколько было угодно Аллаху. И вот однажды, Абд ар-Рахман явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком»[4]). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Что с тобой?” Абд ар-Рахман ответил: “О Посланник Аллаха! Я женился на женщине [из числа ансаров]”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “А что ты подарил ей в качестве брачного дара?” Абд ар-Рахман ответил: “Немного золота весом в один нават”.[5] Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “[Да ниспошлет Аллах тебе благословение!] Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана”. [Он разрешил сделать как минимум это]. Абд ар-Рахман сказал: “После этого благословения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поднимая любой камень, я надеялся найти [под ним] [золото или серебро]”. [После смерти Абд ар-Рахмана каждой из его жен досталось по сто тысяч динаров]»

Этот хадис передали аль-Бухари (4/232, 7/89, 9/95 и 190‑192), ан-Насаи (2/93), Ибн Са’д (3/2/77), аль-Бейхаки (7/258), Ахмад (3/165, 190, 204, 226 и 271) и Абу аль-Хасан ат-Туси в «аль-Мухтасар» (1/110/1). Данный хадис приводится в версии Ахмада и ат-Туси. Цепочка рассказчиков их версии хадиса достоверна и соответствует требованиям Муслима. Некоторые дополнения к хадису, приведенные в квадратных скобках, принадлежат их версии. Остальные дополнения вместе с другим версиями можно найти у аль-Бухари, Ахмада, ан-Насаи и Ибн Са’да. Этот хадис в сокращенной виде, без диалога Са’да и Абд ар-Рахмана, передали Муслим (4/144‑145), Абу Давуд (1/329), ат-Тирмизи (2/172‑173), который признал его достоверным, ад-Дарими (3/104 и 143), Ибн Маджа (1/589‑590), Малик (2/76‑77), ат-Тахави в «аль- Мушкиль» (4/145), Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (715) и ат-Тайалиси (1/306). В своей книге «Ирва аль-Галиль» (хадис № 198) я проанализировал четыре пути передачи этого хадиса со слов Анаса, а также упомянул свидетельствующий в его пользу хадис, передаваемый со слов самого Абд ар-Рахмана.
:?: Один из знающих братьев нашей местности говорит, что именно факт того, что Са’д готов был развести жену, недостоверный. Аргументирует это тем, что сподвижники ревностно относились к женам. И приводит в довод следующий хадис:
Сообщается, что (однажды) Са’д бин ‘Убада воскликнул: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом!» (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Вас удивляет ревность Са’да? Однако, поистине, я ещё более ревнив, чем он, а Аллах более ревнив, чем я!» (Бухари, Книга Брака)
Можете прокомментировать этот момент? Достоверна ли эта часть хадиса? Выше, например, сообщается, что Муслим передал этот хадис без упоминания диалога.

P.S. Поиском пользовался, но не нашел ответа.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3050
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат

Свят Аллах, это что-то поразительное творится в наше время!
Только недавно один умник, который невежественней сельского бауаба, уже пытался всеми правдами и неправдами ослабить известный хадис в Сахихе Муслима, который признавала и на который опиралась вся община во главе с имамом Ахмадом.
А теперь появился ещё один, который на основании своего личного и весьма поразительного умозаключения ослабляет хадис в Сахихе аль-Бухаре.
Не знаю, что у таких людей за планы и что ими движет, но подобное до этих пор было известно в основном только от шиитов, известных своими ложными нападками на два Сахиха и сеянием сомнений в отношении достоверности хадисов этих сборников.
И не надо тут упоминать о том, что ведь некоторые имамы высказывались о слабости того или иного хадиса в Сахихах аль-Бухари и Муслима!
Во-первых, это – великие имамы хадисоведения, которые в своих суждениях опирались на знание и науку хадиса, а не какие-то невежественные юнцы, черпающие знания в соц сетях.
Во-вторых, их претензии в основе сводились к иснадам, а не текстам самих хадисов двух Сахихов.

А что касается этого "знающего брата вашей местности", то его ослабление упомянутого хадиса очень удивительно.
Почему вы не спросили у него, кто из учёных-мухаддисов опередил его в этом?!

Во-первых, эту историю приводит имам аль-Бухари в своём Сахихе во многих местах со слов Анаса ибн Малика, а данные слова о том, как Са’д ибн ар-Раби’ хотел развестись с одной из жён, чтобы на ней женился ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, упоминается в хадисах под следующими номерами: 3781, 3937, 5072, и иснады их подобны солнцу.
Во-вторых, Са’д, сказавший: «Если бы я увидел мужчину со своей женой, то ударил бы его мечом», это другой Са’д – Са’д ибн ‘Убада, а не Са’д ибн ар-Раби’.
В-третьих, Са’д ибн ‘Убада говорит о том, кто будет иметь какую-либо запретную связь с его женой, и это никак не подобно тому, когда человек развёлся со своей женой и она законно вышла замуж за другого, пусть даже за его друга.
В-четвёртых, откуда этому брату ведомо, может Са’д ибн ар-Раби’ не питал к своим двум жёнам какой-то безумной любви, и развестись с любой из них для него не составляло труда?!
Более того, такой великий сподвижник, как Са’д ибн ар-Раби’ легко мог оставить и отказаться от того, что было ему любимо ради довольства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ансарам приютить мухаджиров, и Са’д ибн ар-Раби’ и другие ансары сделали это настолько в прекрасной форме, что относительно них даже был ниспослан аят: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59: 9).
Только вдумайтесь в слова Са’да ибн ар-Раби’а: “Я самый богатый среди ансаров. Выбери половину из моего имущества и забери его себе. И пойдём ко мне в сад, я поделю его с тобой пополам. К тому же у меня две жены, а ты – мой брат по вере, у тебя нет ни одной. Выбирай ту из них, которая тебе больше нравится, назови мне её имя, и я разведусь с ней ради тебя, а когда положенный для нее выжидательный срок истечёт, женись на ней”.
В-пятых, никто из имамов не считал, что в этих словах есть что-то неправильное или порицаемое, чтобы отвергнуть из-за этого данное сообщение. Напротив, имам аль-Бухари назвал главу с этим хадисом так: «Глава о словах человека, сказавшего своему брату-мусульманину: «Посмотри на двух моих жён, и я для тебя откажусь от одной, если ты этого желаешь».
Хафиз Ибн Хаджар в комментарии к этому хадису говорил: “В нём содержится указание на дозволенность посмотреть мужчине на женщину, если он желает на ней жениться, как и указание на дозволенность обещать развестись с женой и отсутствие ревности в таком положении”. См. “Фатхуль-Бари” 11/335.
В-шестых, сильная любовь Са’да к своему брату в Исламе - ‘Абду-р-Рахману никак не указывает на то, что он не был ревнив.

Тут есть два важных примечания:
1) Враги Ислама могут обвинить мусульман в том, что женщина для них – это некий товар, переходящий из рук в руки по их желанию. На самом деле, даже если бы ‘Абду-р-Рахман принял предложение Са’да, после чего Са’д развелся бы с одной из жён, то если бы она отказалась выйти за ‘Абду-р-Рахмана, то никто не имел бы права её заставить! Однако вряд ли бы женщина того времени отказалась выйти замуж за такого великого и знатного сподвижника, как ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, которому ещё при жизни был обещан Рай.
2) Упомянутое не указывает на то, что в данное время кто-то из мусульман может прийти к другому и попросить его развесить для него с одной из своих жён.
Аллаху а’лям.

В общем, передай тому брату, что подобными умозаключениями нельзя выносить суждение о недостоверности сообщений двух Сахихов!!!
Это му’тазилиты, опираясь на свой ограниченный разум могли отвергать достоверные хадисы, говоря: "Любой хадис, который противоречит твоему разуму, отбрось его, даже если его приводят аль-Бухари и Муслим".



Ответить