ПРИЧИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ | Шейх Сулейман Рухейли

Ответить
Almaas
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

ПРИЧИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ | Шейх Сулейман Рухейли

Сообщение Almaas »

Причины достижения семейного счастья
.
Шейх Сулейман Рухейли (да хранит его Аллах)
.
Предисловие

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).
«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это нововведения, каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне".
Уважаемые братья, знаете ли вы, для чего мы собрались сегодня в этом благословенном месте? Поистине, мы собрались сегодня в одном из домов Аллаха, ожидая Его милости и надеясь, что по Его щедрости мы будем одними из достигших успеха, и надеясь на огромную награду, которая обещана тем, кто собирается в домах Аллаха.
Всевышний Аллах сказал о них: “В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершали, и приумножил это по своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без всякого счета.”(24:36-38)
В этом аяте содержится удивительная похвала и указание на великую награду. Сказано в аяте: “В домах”- это дома Аллаха. Те дома, которые отнесены к Аллаху с целью выражения почёта к этим местам. И как это прекрасно, о, раб Аллаха находиться в домах, которые отнесены к Аллаху! Кто их отнёс к Аллаху? Сам Всевышний отнёс эти дома к Себе. И если бы Всевышний не позволил бы нам называть мечети “домами Аллаха”, мы бы их не называли таким образом. Всевышний Аллах позволил нам называть мечети Его домами, дабы выразить почёт и уважение к ним. Также, он позволил нам их возвести, дабы мы поминали в них Его имя и славили Его по утрам и по вечерам. Также, Всевышний похвалил тех мужей, которые упоминаются в аяте по той причине, что их не отвлекает ни торговля, ни купля-продажа от Его поминания. Когда они слышат поминание Аллаха, то идут в мечеть спеша, будучи устремлёнными к Аллаху. Они отдали предпочтение этому перед мирской жизнью, так как твёрдо осознали, что Последняя жизнь лучше, чем мирская. Именно по этой причине они не предпочли этот мир Последней жизни. Они используют своё время лишь в похвальных делах. Что же их привело к этому? У них живые сердца, они боятся того дня, когда перевернутся души и взоры. Что их перевернёт? День, когда ты увидишь людей пьяными, они будут шататься, однако они не будут пьяны. Что их привело в такое состояние? Они увидели суровое наказание Аллаха, которое привело их в ужас. День, когда перевернутся сердца и взоры… Так что же обещано им от Аллаха? “…чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершали, и приумножил это по своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета.”(24:38)
“Аллах наделяет, кого пожелает” праведными делами. Всё, что они совершили из праведных дел – это удел от Аллаха, по милости Аллаха. Он наделил их совершением того, в чём заключено их счастье.
Потому, что Пророк ﷺ сказал: “Тот, чьей заботой была последняя жизнь, Аллах приведет его дела в порядок, и поместит богатство в его сердце, и явится к нему дунья униженной ”. Ибн Маджа (230), Ибн Хиббан (2/680), Ахмад (5/183). Шейх Альбани назвал хадис достоверным (ас-Сахиха 404)
Всевышний Аллах объединит сердце того, чьей заботой и целью является Последняя Жизнь. Не будет у такого человека множества запутанных дел, которые его будут утомлять. Богатство будет помещено в сердце его, и он будет чувствовать, что он богат. Он не будет несчастен, и вместе со всем этим, дунья явится к нему униженной. Это всё по милости Аллаха.
Также Пророк ﷺ побуждая и радуя членов своей общины, сказал: “Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним”. Это часть хадиса, который привёл Муслим (2699)
Также он ﷺ сказал: “Тот, кто отправился утром в мечеть, не желая ничего, кроме как обучиться благому или обучить благому, то будет ему полная награда паломника.” Ат-Табарани (8/7473), ат-Таргиб (1/59). Шейх Альбани назвал хадис хорошим, достоверным в “Сахих ат-Таргиб” (1/20)
Аллах Велик! О, раб Аллаха! Награда за полноценный хадж! И это не нуждается ни в путешествии, ни в отдалении от семьи в течение многих дней. Всего лишь правдивое намерение и устремление к дому из домов Аллаха, желая обучиться или обучить добру. Но какого воздаяние? Тебе - полная награда совершившего паломничество. И нет иного воздаяния за благочестивый хадж, кроме Рая. Эти слова взяты из хадиса, который привёл аль-Бухари (1773)
Также, награда такого собрания увеличивается, если оно проходит между двумя молитвами, ведь поистине, Пророк ﷺ сказал: “Если мужчина, взяв омовение, пошёл в одну из мечетей, ожидая молитву, то записывает ему писарь или два писаря за каждый его шаг, который он делает к мечети, десятикратную награду. А сидящий в мечети, ожидая молитву, подобен выстаивающему её. Его записывают среди молящихся с момента его выхода из дома и до тех пор, пока он не вернётся”. Ибн Хиббан (5/2038, 2045), аль-Хаким (1/766), последний назвал хадис достоверным, с чем согласился аз-Захаби.
Какая великая награда! Если человек вышел из дома, взяв омовение и желая совершить молитву в одной из домов Аллаха, то записывается ему награда совершения десяти праведных дел за каждый шаг. Если ты явишься в мечеть и останешься в ней, ожидая молитву, даже если это займёт много времени, то тебе записывается награда молящегося, пока не вернёшься обратно домой.
Также Пророк ﷺ сказал: “Одна молитва за другой, между которыми не было произнесено ничего греховного, считается записью в аль-Илийиин”. Абу Дауд (558). Шейх аль-Альбани счел этот хадис хорошим в « Сахих Таргъиб уа тархиб».
Если совершишь одну из обязательных молитв, а затем другую молитву, в то время, как между ними ты не произнёс греховных слов, какая награда за это? Запись в аль-Илийин. Откуда ты мог знать о, раб Аллаха, что такое аль-Илийун? Это начертанная книга. (83:20) Кто свидетельствует об этом? Свидетельствуют приближённые ангелы. (83:21). Какая великая награда! И наград за подобное дело множество. И поэтому мы просим Аллаха, чтобы он даровал нам больше, чем мы ожидаем и чтобы Он не поручал нас нашим же делам. Мы восхваляем Аллаха за то в чём Он нам помог и к чему привёл. И просим Аллаха, чтобы Он помог нашим братьям получить все перечисленные награды.
***

Тема данного послания является очень важной, так как у каждого из нас есть семья. Мечтой каждого из нас - младших и старших, является обретение счастья, желание видеть счастье в своём доме. Каждый из нас желает видеть радость на лицах свой жён и детей. Каждый из нас стремится к счастью. Нет никакого сомнения в том, что семья – это фундамент общества, и поэтому, счастье и устойчивость общества зависит от счастья и устойчивости в семье.
Также, мы должны знать, что когда мы говорим о счастье в семье, мы никак не имеем в виду отсутствие в семье проблем, так как любое объединение людей предполагает отсутствие некого рода взаимопонимания и появление некоторых проблем между ними. Однако мы имеем в виду, что основой в семье должно быть счастье и чистота во взаимоотношениях, чтобы семья была способна вместе решать проблемы, при этом, не портя чистоту семейных отношений. Чтобы когда заходил домой отец, дом был наполнен и освещён счастьем, а при его выходе, чтобы ждала семья его возвращения. Под счастьем в семье мы имеем в виду, чтобы муж находил покой со своей женой, так же жена находила покой с мужем. Чтобы дети ощущали отдохновение со своими родителями, и родители со своими детьми, и чтобы в семье было сострадание друг к другу.
Известно, что семья состоит из основы и ответвлений. Основа семьи – это супруги, а её ответвления – это её плоды: дочери и сыновья. Также известно, что, если есть счастье в основе семьи, то оно переходит так же к детям. Каждый человек стремится к тому, чтобы в его семье было счастье, однако пути к счастью у людей различаются.
Среди людей есть те, кто считает, что счастье - в накоплении имущества, и поэтому они делают своей основной заботой увеличение имущества. И в погоне за богатством они оставляют свои семьи без внимания, большую часть времени они отсутствуют. Их не заботят их семьи. И, если кому-либо из таких людей задать вопрос - почему ты не заботишься о своей семье, то он отвечает: “Как я не забочусь о них, если я, ради того, чтобы вернуться к ним с деньгами, утомляю себя?!”. Такие люди не обрели счастья ни для себя, ни для своей семьи.
Также, среди людей есть те, кто считает, что семейное счастье - лишь в увеличении потомства, и такие направляют свои старания лишь на это. Однако, они делают увеличение потомства тем, что их занимает и отвлекает. Их положение подобно словам Всевышнего: “Отвлекла их страсть к приумножению, пока они не посетили могилы”. (102:1-2). Такие люди также не достигают счастья.
Иные видят семейное счастье в накоплении в своих домах того, чем забавляются люди. И поэтому приносят своим семьям всё, что их забавляет, считая, что тем самым они приносит семьям пользу. И они также не нашли счастья. Так, как истинное счастье – это спокойствие души, её умиротворение, покой, ощущение радости, исчезновение забот и беспокойства, а также ощущение покоя с обитателями дома. И поистине, достижение счастья имеет причины и свои двери. Мы нуждаемся в познании этих причин и в открытии этих дверей, особенно в наше время, в котором появилось больше отвлекающих человека вещей. Настолько, что каждый член семьи пытается укрыться и запереться от других в своём собственном мире. Интернет захватил наши дома, и даже некоторые супруги, находясь в одном доме, уставляются в телевизор, либо в телефон. Дети начали отдаляться от своих родителей посредством использования телефонов. Также из людей есть те, кто закрылся в себе со своим каналом. У этого свой канал, тот не хочет его смотреть, поэтому покупают ему другой телевизор, у которого он будет сидеть. И, таким образом, члены семьи отдаляются друг от друга внутри одного дома, не говоря уже об отдалении людей посредством этих приборов в обществе. Поэтому, многие из нас начали ощущать определённую чуждость в своих же домах. Появилась сухость во взаимоотношениях супругов между собой, между родителями и детьми, между братьями. В связи со всем этим нам необходимо ознакомиться с тем, что поможет нами достичь счастья в семье.

Первая причина: Вера и праведные дела

Самая главная причина семейного счастья и счастья каждого человека, его дух и истинный смысл жизни, тайна достижения спокойствия и успокоения - это стремление каждого человека реализовать веру и совершать праведные дела. Это и есть основа счастливой жизни, сказал Всевышний: “Тем, кто вершил праведные дела, будучи верующим из числа мужчин и женщин, Мы непременно даруем благую жизнь и вознаградим их из лучшего, что они совершали”. (16:97).В этом аяте содержатся условия, которые установил сам Господь миров: “Тем, кто вершил праведные дела…” Какое дело считается праведным? Это- то дело, к которому летит верующий при помощи двух крыльев: искренности по отношению к Аллаху, и следования за Пророком ﷺ. Чтобы дело было совершено лишь ради Аллаха, и было установлено в Коране и Сунне. И какая награда ждёт того, кто будет верующим и станет совершать праведные дела? “Мы непременно даруем благую жизнь и вознаградим их из лучшего, что они совершали”. И кто после этого сможет испортить жизнь тому, кому жизнь сделал счастливой Аллах, Который управляет всем на небесах и на земле? Даже если соберутся вместе люди и джинны, они не смогут никак повлиять на жизнь того, кому Аллах даровал счастье. А затем, вознаградит его Аллах лучшим в Последней жизни. Таково обещание Аллаха. Кому Аллах даровал благую жизнь, тому Он даровал вместе с тем довольство малым. Такой человек остаётся доволен всяким благом. Такой человек, по милости Аллаха, обретает душевное спокойствие, счастье поселяется в душе его. Если он находит то, что радует его в семье и окружающих, то благодарит Аллаха, и в этом благо для него, если же замечает в семье и окружающих то, что ему неприятно, то проявляет терпение, и в этом также благо для него.
Наш Пророк ﷺ сказал: “Удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому не дано это, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же постигает его горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом” Муслим (2999)
Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Поистине, в сердце есть пустота, которую заполнит лишь устремление к Аллаху. Также, в сердце пребывает отчуждённость, которая уходит лишь от радости в пребывании с Аллахом. И в нем грусть, которую не отводит ничего, кроме радости от познания Аллаха и правдивости по отношению к Нему. Также, в сердце есть беспокойство и колебание, которое останавливает лишь сосредоточенность на Нём и устремление к Нему. Также, в сердце пылает огонь сожалений, который способно потушить лишь довольство Его решением, запретом и предопределением, а также проявление терпения до встречи с Ним. Также, в сердце пребывает нужда, которую может затмить лишь любовь к Аллаху, обращение к Нему, постоянное Его поминание, правдивость и искренность по отношению к Нему. И даже если даровать человеку весь этот мир и всё, что в нём, то не исчезнет эта нужда никогда”.“Мадаридж ас-Саликин” (3/156)
Если бы у человека был весь этот мир, то не исчезла бы эта нужда никогда без устремления к Аллаху. И поэтому, лишь устремлённость к Аллаху через совершение праведных дел отводит от сердца то, что тревожит человека и беспокоит его.

Вторая причина: Правильный выбор

Из числа того, что связано с семейным счастьем- то, что выбор пары для себя должен быть связан с религиозностью, без халатного отношения к другим критериям, которыми человек будет доволен.
Именно на это указал Пророк, ﷺ сказав: “Женятся на женщине по причине четырёх вещей: из-за её имущества, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за её религиозности. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь”. Аль-Бухари (5090), Муслим (1466)
В этом хадисе Пророк ﷺ объяснил, что побуждающих к женитьбе факторов - четыре:
- богатство
- знатность
- красота
- религиозность
Пророк ﷺ также разъяснил, что добился успеха лишь тот, кто женился на соблюдающей свою религию.
Прекрасные слова сказал поэт:
Девушка оценивается не по богатству, не по красоте,
И даже не похвальбой отцов.
Оценивается она лишь по скромности, чистоте.
Праведным отношением к супругу и детям.
Заботой о домашних делах,
Явно и скрыто тебя бережёт,
О, если знал бы я, где такие девушки под небосводом!

Таких девушек ищут как пресную воду, более того, их поиск подобен поиску кладов с золотом.
Избранный Посланник ﷺ сказал: “Если к вам придёт свататься тот, чьей религией и чьим нравом вы довольны, то выдавайте замуж. Если же вы этого не сделаете, то на земле будет распространяться смута и великое нечестие”. Тирмизи (1085), ат-Табарани (22/762). Шейх Альбани назвал хадис хорошим (Ируа 6/266-268)
В этом хадисе Пророк ﷺ указал, что при выборе супруга нужно обращать внимание, в первую очередь, на соблюдение религии и хороший нрав. Также Пророк ﷺ указал, что это из наиважнейших причин, отталкивающих смуту и исправляющих положение как на земле в общем, так и в домах людей.
Также, Пророк ﷺ говорил: “Женитесь на любящих, рожающих, ведь в Судный День я буду гордиться вашим количеством перед остальными общинами”. Абу Дауд (2050), ан-Насаи (3228). Шейх Альбани назвал хадис хорошим «Сахих Аби Дауд» (1789)
Несмотря на этот важный совет, Пророк ﷺ не упустил другой вопрос, в котором нуждается каждый человек, по своей человеческой природе для спокойной жизни. Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что к Пророку ﷺ явился один человек и поведал, что он посватался к одной женщине из числа ансар, на что Пророк ﷺ сказал ему: “Ты посмотрел на неё?”. Он ответил: “Нет”. Пророк ﷺ сказал: “Иди и посмотри на неё, ибо в глазах у ансаров что-то есть”.Муслим (1424). Имам ан-Науауи (да помилует его Аллах) в пояснении хадиса сказал: “ «В глазах у ансаров есть что-то» — говорят, что он имел в виду не большой размер (глаз). Также говорят, что имеется в виду голубой цвет. В этом указание на то, что можно давать подобный совет, и так же в этом указание на желательность посмотреть на лицо для того, кто хочет на ней жениться. Это мазхаб аш-Шафии, Малика, Абу Ханифы и остальных куфийцев, Ахмада и большинства учёных» (« Шарх Сахих Муслим» 9/209)
Почему Пророкﷺ дал подобный совет? Потому, что тот мужчина был из числа мухаджиров, а женщина, к которой он засватался, была из числа ансаров, некоторые из которых обладали небольшим размером глаз, по этой причине она могла не понравиться мухаджиру. Так обрати же внимание, как Посланник Аллаха ﷺ указал ему на то, что успокоит его, и не оставил без внимания этот вопрос.
Также, пришло от Мугъиры ибн Шу‘бы, что он засватался к одной женщине, и Пророкﷺ сказал ему: “Посмотри на неё, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами были любовь и согласие!” Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъави, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
И он пошёл и посмотрел на неё. Посмотрите братья, Пророк посоветовал Мугъире посмотреть на женщину, на которой он хотел жениться, когда узнал, что он на неё не посмотрел. Затем, он ﷺ указал на мудрость этого, сказав, что это является причиной появления любви и симпатии между супругами. И поэтому Пророк ﷺ не ограничился тем, чтобы мужчина знал о приверженности религии женщины, на которой он хочет жениться, а проявил заботу и о другом вопросе, чтобы человек счастливо мог провести жизнь со своей избранницей. Этот вопрос является залогом продолжительности и постоянства супружеской жизни. И, если мужчина женится на той, которая ему нравится, из соблюдающих религию, то в этом будет для него семейное счастье и продолжительность совместной жизни.

Третья причина: Поминание Аллаха

Из причин достижения семейного счастья, которое отсутствует, к большому сожалению, во многих наших домах, это поминание Аллаха.
К сожалению, во многих семьях сегодня нет поминания Аллаха. В некоторых домах почти не читается Коран, в других даже не поминают Аллаха. Овладело домами мусульман поминание шайтана - музыка, что стало причиной отсутствия счастья во многих семьях.
Поистине, бережливое отношение к поминанию Аллаха расширяет грудь и успокаивает сердце.
Разве наш Господь не сказал: “Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?” (13:28).
Неужели мы сомневаемся в этих словах? Неужели мы не верим этим словам? “Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?” Если в домах будет поминание Аллаха, обитатели его обретут покой. Поминание Аллаха оказывает огромное влияние на расширение сердца, отвода беспокойства и забот.
Пророк ﷺ сказал: “Тот, кто поминает Своего Господа, и кто не поминает Своего Господа, подобны живому и мёртвому”. Аль-Бухари (6407)
Живой – это тот, кто поминает Аллаха, а тот, кто не поминает Аллаха, считается мёртвым, даже если находится среди людей. Нет в нём жизни. Нет в нём духа. По этой причине поминание Аллаха обладает огромными достоинствами и многими благами. Почему? Потому, что если ты поминаешь Аллаха, то Он оберегает тебя. Если же ты знаешь, что Аллах оберегает тебя, разве ты не будешь спокоен? Если ты знаешь, что Всезнающий, Хранитель небес и земли оберегает тебя, разве твоё сердце не обретёт покой?
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что шайтан сказал ему: “Если, перед тем как лечь спать, ты прочитаешь до конца аят аль-Курси, то будет с тобой защитник от Аллаха и не приблизится к тебе шайтан до самого утра”. Когда же Абу Хурейра сообщил Пророку ﷺ об этом, Пророк ﷺ сказал: “Он сказал тебе правду, хотя он отъявленный лжец”. Часть хадиса, который передал Аль-Бухари (2311), (3275)
И как может беспокоиться сердце мусульманина, если он читает перед сном последние аяты суры аль-Бакара? Пророк ﷺ сказал: “Тому, кто прочитает ночью два последних аята суры аль-Бакара, их будет достаточно”. Аль-Бухари (5008)
То есть, будет достаточно, как великое поклонение в течение ночи, и эти слова станут для него защитой от всего плохого, по милости Аллаха. Как не может быть спокойным сердце мусульманина, если он говорит утром и вечером: “С именем Аллаха, с чьим именем не нанесёт вред ничего ни на небесах, ни на земле, и Он – Слышащий, Знающий”. Часть хадиса, который привёл Ахмад (1/62,66,72), Абу Дауд (5088), Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным см. «Мишкат» (2391).
Передаётся от Абана ибн ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто скажет три раза: «С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он — Слышащий, Знающий!» — того не постигнет нежданная беда до самого утра, а тот, кто произнесет их утром три раза, того не постигнет нежданная беда до самого вечера». Затем передатчик этого хадиса сказал: «Однажды Абана ибн ‘Усмана постиг паралич, и человек, который слышал от него этот хадис, с удивлением посмотрел на него, и Абана ибн ‘Усмана спросил его: «Почему ты так смотришь на меня? Клянусь Аллахом, я не солгал на ‘Усмана и ‘Усмана не солгал на Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однако сегодня в этот день, в который меня постигло то, что постигло, я был разгневан и забыл произнести эти слова».
Кто скажет эти слова утром, того Аллах убережёт от неожиданной беды до вечера, а кто скажет вечером, того Аллах убережёт от неожиданной беды до самого утра. Как может быть беспокойным сердце мусульманина, если он читает по три раза утром и вечером: “Скажи: “Он – Аллах Единый”, а также суру ан-Нас и аль-Фаляк, ведь Пророк ﷺ сказал: “ Прочитай: “Скажи: Он Аллах Единый” и две оберегающие утром и вечером по три раза и тебе этого будет достаточно в избавлении от всего дурного”. Абу Дауд (5082), Тирмизи (3575), шейх Альбани назвал хадис достоверным см. «Сахих ат-Таргъиб» (649)
И как может радость не поселиться в твоём сердце? И как может не исчезнуть твоя грусть и печаль, беспокойство и волнение, при произнесении: “Аллах - Мой Господь, нет у Него сотоварищей”. Разве эти слова сложно выучить? Ведь Пророк ﷺ сказал: “Если тот, кого постигло беспокойство, тревога, болезнь или трудности, скажет: “Аллах – Мой Господь, нет у Него сотоварищей”, то он будет избавлен от этого”. Ат-Табарани (24/396). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, см. «Сахиха» (6/592-593)
И какая эта великая причина для достижения счастья, однако, мы небрежны по отношению к ней. Шайтан убегает из того дома, в котором читают суру аль-Бакара, (Пришло достоверное сообщение об этом у Муслима (780)) однако, кто сегодня читает эту суру в своём доме? Лишь малая часть людей. Поэтому шайтаны поселились в наших домах. Если кто-либо, перед тем как войти домой, скажет: “С именем Аллаха (бисмиЛлях)”, то убежит шайтан, говоря: “Не будет вам (в этом доме) ни убежища, ни ужина”. (Как передал Муслим (2018)) Многие люди сегодня заходят домой, не поминая Аллаха. Дошло до нас, что некоторые люди, входя к себе домой, подпевают и посвистывают. С подобными людьми заходит вместе шайтан, их даже опережает шайтан при входе домой. Так как может счастье войти в дом таких людей?

Четвёртая причина: Необходимость быть мужу попечителем жены

Из причин достижения счастья в семье - необходимость мужчине быть попечителем и отвечающим за свою жену, заботящимся о своей семье.
Всевышний Аллах сказал: “Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество над другими, и потому, что они расходуют из своего имущества”. (4:34)
Уход мужчины за женщиной и его ответственность за неё является одним из украшающих Ислам факторов. Это является милостью Аллаха, так как в этом заключено огромное благо. Также попечительство мужчины над женщиной полностью соответствует естеству, как мужа, так и жены. Попечительство – это предоставление мужу права руководствоваться тем, что исправляет и поддерживает жену.
Шейх ас-Саади (да помилует его Аллах) сказал: “Всевышний сообщил о том, что мужчины несут ответственность за женщин, и обязаны побуждать их к соблюдению обязанностей перед Аллахом, исправному выполнению обязательных предписаний религии и воздержанию от порочных поступков. Мужчины также обязаны обеспечивать их одеждой, жильём и всем необходимым”. (Тафсир ас-Саади 177)
Также, от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщается, что он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: “Каждый из вас пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству… Мужчина - пастырь своей семьи, и он отвечает за неё. Женщина - пастырь в доме своего мужа, и она отвечает за свою паству”. (Аль-Бухари (893), Муслим (1829))
Так как мужчина - пастырь в своей семье, он обязан исправлять её, ведь Пророк ﷺ сказал: “Какой бы раб не ушел из жизни, предавая (не относясь сердечно) тех, о ком поручил ему заботиться Аллах, тому Аллах запретит Рай”. (Аль-Бухари (7150,7151), Муслим (142))
О ком поручил его заботиться Аллах, даже если это будет один человек. Аллах запретит ему Рай: это указывает на то, что данный грех является большим и является причиной гнева Аллаха.

Пятая причина: Любовь и милосердие в семье

Из причин появления счастья в семье – это наличие любви и милосердия членов семьи друг к другу.
Всевышний Аллах сказал: “Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих” (30:21)
Ислам побуждает относиться к жене с любовью, терпеть всё неприятное, что может исходить от неё и бережливо относиться ко всему хорошему, что есть в ней.
Пророк ﷺ сказал: “Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое”. (Муслим (1469))
Не будет счастья без милосердия и любви. Также, Ислам указал на то, что является опорой этого счастья: праведная жена. От Са’да ибн Аби Уакъаса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: “Счастье заключается в четырёх вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье заключается также в четырёх вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище”. (Ахмад (1/168), Ибн Хиббан (9/4032), аль-Хаким (2/2640). Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахиха” (282))
Поразмышляйте об этих вещах: праведной жене, которая радуют всю семью, обширном жилище, в котором живёт счастливо вся семья, праведном соседе, при соседстве с которым семья счастлива, удобном средстве передвижения, в которое садится вся семья.
Несчастье заключается также в четырёх вещах: то есть, отсутствие счастья в семье. Плохом соседе, по причине которого семья несчастна. Плохой жене, из-за которой семья несчастна. Тесном жилище, в котором семья несчастна. Плохом средстве передвижения, из-за которого семья несчастна.
В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ пояснил содержание этого хадиса, сказав: “Три вещи являются признаком счастья и три вещи являются признаком несчастья. Праведная жена, которая радует тебя, при взгляде на неё, и которая заслуживает доверия в твоё отсутствие касательно неё самой и твоего имущества; хорошее, быстрое верховое животное, которое не будет отставать от твоих спутников, и просторный дом с множеством комнат. А признаком несчастья считаются: жена, посмотрев на которую, ты расстраиваешься, которая причиняет тебе вред своим языком, и которой ты не доверяешь ни в отношении неё самой, ни в отношении твоего имущества, в твоё отсутствие; медлительное верховое животное, которое, если станешь подгонять, оно тебя утомит и отстанет от твоих спутников, и тесный дом, в котором мало комнат”. Аль-Хаким 2/162. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами ас-сагъир» (3056) Также Пророк ﷺ сказал: “Мир этот дан во временное пользование, а лучшим, что есть в мире этом, является праведная жена”. Муслим (1467)

Шестая причина: Хорошее отношение друг к другу

Из числа того, что способствует достижению счастья: хорошее отношение каждого из членов семьи друг другу.
Всевышний сказал: “И относитесь к ним хорошо”. (4:19), также, Всевышний сказал: “Жёны имеют такие же права, как и обязанности, согласно обычаям”. (2:228).
Имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) в своём тафсире сказал: “Слова Всевышнего “И относитесь к ним хорошо”. (4:19), означают: то есть, согласно тому, что повелел Аллах из хорошего отношения. Это обращено, в основном, к мужьям, однако в данное повеление также входят и жёны, как на это указывает другой аят. Под хорошим отношением к жёнам имеется в виду: исполнение их прав касательно брачного дара и материального обеспечения, не хмуриться им без их вины, быть общительным, простым в разговоре, а не грубым и жёстким, и не показывать симпатию к кому-либо кроме неё”. «аль-Джами ли ахкамиль-Куран» 5/97
“Не хмуриться им без их вины…”, некоторые мужья и некоторые отцы вне дома шутят, смеются и смешат окружающих. Увидев его вне семьи, говоришь про себя: “Ма шаа Аллах! Не перестаёт смеяться и смешить окружающих”. Однако, вернувшись домой, такой превращается во льва. Не улыбается ни жене, ни детям! Такое отношение никак не считается хорошим.
“Быть общительным, простым в разговоре…” Должен быть общителен с женой и детьми. Некоторые люди вне дома буквально не замолкают, как говорят в народе, “душа компании”. Вернувшись же домой, он становится немым. Ни с кем не разговаривает, даже если что-то скажет, то грубит. Это также не является хорошим отношением, о котором говорится в аяте. Такой человек - несчастье для своей семьи.
Также, аль-Куртуби сказал: “Всевышний Аллах приказал относиться к женщинам хорошо после скрепления брачного союза, дабы супружеская жизнь достигла полноты и совершенства. Ведь это приводит к душевному спокойствию и украшает жизнь”. «аль-Джами ли ахкамиль Куран» 5/97
Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) говорил: “Поистине, я люблю украшаться для своей жены, также как люблю, когда она украшается для меня, так как Всевышний Аллах сказал: “Жёны имеют такие же права, как и обязанности, согласно обычаям”. (2:228)”. Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф» (5/272), Ибн Абу Хатим в своём тафсире (2/2192)
И если дома будут основаны на хорошем супружеском отношении, то появится счастье. Пророк ﷺ сказал: “Лучшие из вас - это те, кто лучше относится к своей семье, я же лучше вас отношусь к своей семье”. Ад-Дарими (2/2260), Тирмизи (3895). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахиха» (285) А тот, кто лучше относится к своей семье, тот является причиной счастья своей семьи.
Пророк, ﷺ несмотря на то, что он был Посланником Аллаха и предводителем уммы, шутил со своими жёнами, смешил их, беседовал с ними даже после ночной молитвы. Он ﷺ даже бегал наперегонки с Аишей. Рассказывает Аиша: “Однажды Посланник Аллаха ﷺ обогнал меня наперегонки, затем я обогнала его, до того, как пополнела”. Обратите внимание, братья! Посланник Аллаха, ﷺ несмотря на свой статус, и, несмотря на то, что ему было за 50 лет, бегал наперегонки со своей женой. Однажды, когда Посланник Аллаха находился со своими сподвижниками в пути, он сказал своим сподвижникам: “Идите вперёд”. И люди оставили Пророка ﷺ позади. И Пророк ﷺ обратился к Аише, сказав: “Аиша, давай наперегонки”. Пресвят Аллах! Какое это прекрасное отношение! Говорил своим сподвижникам: “Идите вперёд”. Для чего? Для того, чтобы соревноваться с Аишей в беге. И говорит: “Аиша, давай наперегонки”. И она рассказывает: “Посланник Аллаха обогнал меня наперегонки, затем я обогнала его, до того, как пополнела”. То есть, когда была моложе. Как известно, Пророк ﷺ зашёл к Аише, когда ей было 9 лет. Далее она рассказывает: “Затем он обогнал меня, когда я немного пополнела и сказал: “Это за тот раз, Аиша”. Пришло в версии хадиса, что Пророк ﷺ на второй раз также был со сподвижниками, он велел им пойти вперёд и сказал Аише: “Давай наперегонки”. Аиша ответила: “О, посланник Аллаха я поправилась”. То есть, стала немного тяжелее и поэтому не смогу быстро бегать. Однако Пророк ﷺ повторил: “Давай наперегонки”. Ему ﷺ на тот момент было примерно 60 лет, потому что Аиша говорит, что немного пополнела на тот момент. Побежав с ней и обогнав её, он ﷺ рассмеялся и сказал: “Это за тот раз, Аиша”. Ахмад (6/264), Насаи (5/8944). Шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахиха» (131) и «Сахих Абу Дауд» (7/2323) Он ﷺ не забыл прошлый случай и вселил радость в сердце Аиши. Вот такое отношение и становится причиной счастья между мужем и женой. Пророка ﷺ не отвлекала его большая ответственность за Умму от такого прекрасного отношения.
И как будет прекрасно, если муж будет выделять день или любой промежуток времени, для того чтобы поиграть и повеселить жену и детей. Некоторые наши шейхи, несмотря на то, что они были в возрасте, выделяли определённый день из недели для своих детей. Они выходили с ними на прогулку, сажали себе на спину, хотя некоторым из них было под 70 лет, развлекали свои семьи. Так нам рассказали их сыновья. По какой причине это всё? Из-за их следования за Пророком ﷺ. Разве такое отношение не становится причиной отдаления несчастья от семьи? Если ты увидишь, что какой-то отец или муж выделил день для того, чтобы радовать свою семью, ты заметишь, что эта семья счастлива все оставшиеся дни, с нетерпением ожидая этого выделенного дня. Это одна из самых важных и великих причин достижения счастья, несмотря на нашу невнимательность к такому отношению.
Некоторые из нас, превозносясь, говорят: “Как я могу играть с детьми и забавляться с женой, ведь я шейх?! Ведь я имам мечети! Я учёный! Я такой-то и такой-то”… Однако, Посланник Аллаха ﷺ, несмотря на свой статус, относился к своей семье таким образом. Также, такое поведение не ограничивается определённым возрастом. Кто-то может возразить, услышав о таком отношении к семье, сказав: “Это для молодых. Что же касается меня, то волосы мои и бороду покрыла седина”. Пресвят Аллах! Посланник Аллаха, ﷺ будучи в преклонном возрасте не был небрежен к такому отношению, также и мы не должны быть беспечны к этому. Муж, жена и дети нуждаются в счастливой семье, даже в преклонном возрасте, более того, чем старше человек, тем больше он нуждается в этом. От Аиши рассказывается, что она, описывая Пророка, ﷺ сказала: “Находясь дома, он помогал семье, когда же наступала молитва, он отправлялся совершить её”. Аль-Бухари (5363) Аллах Велик! Когда Посланник Аллаха ﷺ находился дома, то он помогал своей семье. Когда жена видит, как муж помогает ей в домашних делах, это становится радостью для неё. И поэтому, это одна из великих причин появления счастья в семье.

Седьмая причина: Справедливость между детьми и равное отношение к ним

Также, из причин появления счастья в семье: справедливость между детьми, которая заключается в отсутствии различия в отношениях с ними, играх, разделе, дарах, общении. Это является причиной сплочённости их сердец и приближения их сердец к отцу. Когда дети видят, что отец справедлив между ними: как он общается с этим и тем, играет с первым и вторым и третьим, смеётся и шутит со всеми, то сплачиваются их сердца. Отец же, который разделяет между детьми (не равно относясь к ним), разделяет их сердца. По этой причине, пришло в хадисе то, что жена Башира ибн Са’да сказала ему: “Подари нашему сыну невольника и пусть Посланник Аллаха засвидетельствует это”. И Башир явившись к Пророку, ﷺ сказал: “ Поистине, моя жена попросила, чтобы я подарил нашему сыну невольника”. Пророк ﷺ спросил: “Есть ли у него братья?”, Башир ответил: “Да”. Затем Пророк ﷺ спросил: “Каждому ли из них ты даровал то, что дал сыну?”. Башир ответил: “Нет”. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Не подобает это. Я свидетельствую лишь об истине”. Муслим (1624) Это очень важный хадис. В нём рассказывается, что Башир сделал подарок одному из своих сыновей, оставив других. Данное выделение не имело какой-либо причины, и Пророк ﷺ сказал: “Не подобает это. Я свидетельствую лишь об истине”. В другой версии рассказывается, что Пророк ﷺ сказал: “Не проси меня засвидетельствовать о несправедливости, ведь у твоих детей на тебя право, чтобы ты был к ним справедлив”. Абу Дауд (3542), Ахмад (4/269). См. «Сахиха» (3946).

Восьмая причина: Хорошее мнение супругов друг о друге

Из причин достижения счастья в семье - хорошее мнение супругов друг о друге. Муж, приходя домой, должен хорошо думать о своей жене в том, что касается её поведения и её действий. Если же она в чём-либо допустит ошибку, муж должен дать этой ошибке разумное объяснение, помня о том, что жена не желает ему зла, найти выход для неё из этого положения и найти ей оправдание. Если же жена совершит что-то из ряда вон выходящее, и муж не может дать разумного объяснения её действиям, то он должен понять, что это - всего лишь оплошность, и не сердиться на неё. Также и жена должна хорошо думать о муже и давать его действиям разумное объяснение. Каждый из них должен прощать ошибки другого. И это величайшее качество, как мужчин, так и женщин.

Девятая причина: Помощь членов семьи друг другу в благих делах

Из причин достижения счастья в семье - помощь членов семьи друг другу в благих делах. Супруги должны быть старательны в этом, также родители должны воспитывать своих детей на этом.
Всевышний сказал: “Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности”. (5:2).
Дом, обитатели которого помогают друг другу в благом, наполняется спокойствием и радостью. Поразмышляйте над словами Пророкаﷺ, который указал на одну из высших услад в этом мире, сказав: “Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!” Абу Дауд (1308), ан-Насаи (1610). Шейх Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд» (5/1181)
Как прекрасна эта взаимопомощь в благом! Встаёт мужчина, совершает ночную молитву, но не лишает свою жену этого блага и будит её. Если же она отказывается, то он брызгает в её лицо водой, дабы она проснулась. Также и жена, проснувшись, совершает ночную молитву и будит своего мужа, если же он откажется, то брызгает в его лицо водой. Такова семья, которая основана на взаимопомощи в благом, и она счастлива по этой причине. Если же в семье не будет этого, то отношения в семье друг к другу придут в расстройство, и такая семья не обретёт счастья.

Десятая причина: Следование мужчиной путём праведных предшественников в отношениях с семьёй

Из причин достижения счастья: следование мужчиной путем праведных предков в отношениях с членами семьи. Чтобы он обладал похвальными качествами, благими нравами, был лёгким в общении, сострадательным к жене и детям и милостивым к ним. Ведь мягкость украшает всё, в чём она присутствует, как и испорчено всё, где ее нет. Не поручает семье чего-либо трудного. Подготавливает себя к обидам и огорчению от членов семьи. Если видит в своей жене то, что ему ненавистно, он вспоминает её похвальные качества. При виде ошибок ребёнка, вспоминает, сколько в нём блага. Не несчастен он от своей семьи и семья не несчастна от него. Знает, что женщина слаба, и он взял её в жёны, как вверенное ему Аллахом, и поэтому никогда не относится к ней несправедливо. Он бережёт свою жену и не раскрывает её секретов.
Пророк ﷺ сказал: “Поистине, среди людей, которые окажутся в худшем положении перед Аллахом в День Воскресения будет тот мужчина, который вступает в близость со своей женой, и та женщина, которая вступает в близость со своим мужем, а затем разглашают тайны”. Эти слова из хадиса, который передаёт Муслим (2594)
Тот человек, который следует пути праведных предшественников, радует свою семью, и играет с ними, следуя примеру Пророка ﷺ. Он заботится о них, ибо он пастырь. Не бьёт сильно свою жену. Не наносит удары палача, если и бьёт, то ударами воспитателя, при которых жена ощущает, что он её воспитывает. Если же он наносит своей жене удары палача и высекает её, то счастье уйдёт из дома. Пророк ﷺ сказал: “Пусть никто из вас не высекает свою жену, словно раба, затем совершает с ней половое сношение в конце дня”. Аль-Бухари (5204)
Человек, следующий путем праведных предшественников в своём доме, выполняет права жены, которые ей даровал Аллах. Он не оскорбляет её, не ругает и не проклинает. Почему? Потому, что однажды Пророка ﷺ спросили: “Какими правами обладают над нами наши жёны?” И Пророк ﷺ сказал: “Ты должен кормить её, когда сам ешь и одевать её, когда сам одеваешься. И ты не должен ни бить её по лицу, ни ругать её. И если ты отстраняешься от неё, то только в доме”. Абу Дауд (2142), Ибн Маджа (1850), аль-Хаким (2/2764) . Аль-Хаким посчитал иснад хадиса достоверным, с чем согласился Захаби и Альбани в «аль-Ируа» (2033)
И не отчитывает её за каждую мелочь, так как он знает, что Пророк ﷺ сказал: “Обходитесь с женщинами хорошо. Ведь поистине, женщина была сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается её верхняя часть, если ты попытаешься выпрямить, то сломаешь, а если оставишь его в покое, оно так и останется кривым. И поэтому, обходитесь с женщинами хорошо”. Аль-Бухари (3331), Муслим(1468) Если мужчина следует пути праведных предшественников в отношениях со своей семьёй, то появляется счастье в семье, и обрекает такая семья множества блага. Также женщина должна в своей семье следовать этому пути и возвеличивать право семьи, потому что Пророк ﷺ возвеличил право мужа над ней.

Послесловие

Это некоторые из причин достижения счастья в семье, которые я привёл из Книги нашего Господа и Сунны нашего Пророка ﷺ, надеясь воплотить их в жизнь, обучать им и распространять, дабы семьи были устойчивы и счастливы, и дабы изгнать шайтанов из наших домов. И быть может, я закончу данную лекцию наставлением, которое заключается в том, чтобы мы отдалили от наших домов всё, что вызывает гнев Аллаха. Клянусь Аллахом, самая первоочередная причина несчастья в семьях – это нахождение в домах того, что гневит Аллаха, даже если люди считают, что это то, что приносит счастье в семью. Мы обязаны избавиться от всего, что гневит Аллаха, и таким образом, самым появится счастье. Уповайте на Аллаха и страшитесь Его в этом великом деле.
Мир и благословление нашему Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто следует за ним до Судного Дня.
Вложения
Причины достижения семейного счастья.pdf
(413.1 КБ) 176 скачиваний
Причины достижения семейного счастья.docx
(60.82 КБ) 127 скачиваний


Ответить