«Основы Сунны» имама аль-Хумайди

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

«Основы Сунны» имама аль-Хумайди

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

الإمَام أبي بكر عبد الله بن الزبير الحُميدي (ت 219 هـ)

Имам Абу Бакр ‘Абду-Ллах бин аз-Зубайр аль‐Хумайди (ум. в 219 г.х.)


أصول السنة

Основы Сунны (Усулю-с-Сунна)





بسم الله الرحـمن الرحـيم

С именем Аллаха Всемилостивого и Милующего



Краткая биография имама:


Имам Абу Бакр ‘Абду-Ллах бин аз-Зубейр бин ‘Иса бин ‘Убайду-Ллах бин Усама бин ‘Абду-Ллах бин Хумайд аль-къураши аль-асади аль-Макки, известный, как имам аль-Хумайди - хафиз, факъих, шейх заповедной территории (аль-харам).

Передавал от имамов:

Имам аль-Хумайди перенял знания у многих признанных ученых, среди которых:
1. Суфйан ибн ‘Уяйна аль-Макки (ум. в 198 г.х.):
Сказал аль-Хумайди: «Я находился рядом с Суфйаном бин ‘Уяйна 19 лет или примерно столько» См.: «Тарих-уль-кубра» (5/97) аль-Бухари;
2. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (ум. в 204 г.х.):
Сказал аль-Хумайди: «Я сопровождал аш-Шафи’и в пути в аль-Басру, и он получал от меня пользу в хадисе, а я получал от него пользу в (фикъховских) вопросах» См.: «Хильят-уль-аулия» (9/96).
Сказал имам Закарийя ас-Саджи: «Я спросил Абу Давуда: «Кто являются учениками аш-Шафи’и?» Он ответил: «Самый главный из них – аль-Хумайди, а также Ахмад бин Ханбаль и аль-Бувайты (Йусуф бин Яхья аль-Мисри)» См.: «Сийар а’лям ан-нубаля» (10/59);
3. Ибрахим бин Са’д (ум. в 185 г.х.);
4. Фудайль бин ‘Ийад (ум. в 187 г.х.);
5. Уаки’ бин аль-Джаррах аль-Куфи (ум. в 197 г.х.);
6. Аль-Уалид бин Муслим ад-Димашкъи (ум. в 196 г.х.);
7. ‘Абд-уль-’Азиз бин Аби Хазим (ум. в 184 г.х.);
И многие другие.

От него передавали имамы:

Среди тех, кто передавал от имама аль-Хумайди:
1. Мухаммад бин Исма’иль аль-Бухари (ум. в 256 г.х.), передавший от него самый первый хадис в своём сборнике «ас-Сахих»;
2. Абу Зур’а ар-Рази (ум. в 264 г.х.);
3. Абу Хатим ар-Рази (ум. в 277 г.х.);
4. Мухаммад бин Яхья аз-Зухли (ум. в 258 г.х.);
5. Бишр бин Муса (ум. в 288 г.х.);
6. Муслим бин аль-Хаджжадж (ум. в 261 г.х.) во вступлении к своему сборнику «ас-Сахих»;
7. Ахмад бин Ханбаль (ум. в 241 г.х.);
8. Абу Давуд ас-Сиджистани (ум. в 275 г.х.) и многие другие.
И многие другие.

Его книги:

1. «Ат-Тафсир» - толкование Корана;
2. «Аль-Муснад» (издана) (1) – сборник хадисов;
3. «Ар-Радду ‘аля-н-Ну’ман» - опровержение Абу Ханифе Ну’ману бин Сабиту;
4. «Ад-Даляиль» - доказательства пророчества посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Данное послание «Усулю-с-сунна» имама аль-Хумайди, которое будет процитировано ниже, приводится в конце его «аль-Муснада», а также в книгах: «Замм-ут-таъуиль» (с.93) Ибн Къудамы, «Тазкират-уль-хуффаз» (2/3) аз-Захаби, «Маджму’-уль-фатауа» (4/6) Ибн Теймийи, «Иджтима’ джуйуш аль-ислямийя» (с.86) ибн Къаййима и др. Шейх-уль-Ислям ибн Теймийя подтвердил достоверность этого сообщения от аль-Хумайди в своей книге «Муфассаль аль-и’тикъад» (с.6).

(1) - Этот сборник имама аль-Хумайди содержит в себе 1330 хадисов, 830 из которых от него передали имам аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах». Что касается остальных его хадисов, то все они почти достоверные и не опускаются ниже уровня хорошего. Исследователь его книги Хусайн Салим ад-Дарани в предисловии к ней писал, что всего 7% хадисов его сборника были слабыми. Из 1330 хадисов у него 103 хадиса, которых нет в сборниках шести хадисов, а некоторых хадисов и асаров нет даже и в девяти сборниках.
Слова ученых об имаме аль-Хумайди:

1. Сказал имам Ахмад: «Аль-Хумайди у нас имам» См.: «Тахзиб-уль-камаль» (14/513) аль-Миззи;
2. Сказал Абу Хатим: «Он у нас достоверный передатчик и имам» См.: «ас-Сийар» (10/617) аз-Захаби;
3. Сказал Раби’ бин Сулейман: «Я слышал, как аш-Шафи’и говорил: «Не видел я никого среди людей сильнее памятью, чем аль-Хумайди. Он выучил от Суфйана бин ‘Уяйны десять тысяч (10 000) хадисов»» См.: «ас-Сийар» (10/618) аз-Захаби;
4. Исхакъ бин Рахауейх говорил: «Имамами в наше время являются аш-Шафи’и, аль-Хумайди и Абу ‘Убейд (аль-Къасим бин Саллям)» См.: «ас-Сийар» (10/618) аз-Захаби;
5. Сказал аль-Хаким абу ‘Абди-Ллях: «Аль-Хумайди - муфтий жителей Мекки и их мухаддис. И для жителей аль-Хиджаза в (стойкости на) сунне он как Ахмад бин Ханбаль для жителей Ирака» См.: «Табакъат-уш-Шафи’ийя» (2/141);
6. Сказал имам аль-Бухари: «Аль-Хумайди - имам в хадисе» См.: «ас-Сийар» (10/619) аз-Захаби;
7. Сказал ибн Хиббан: «Он - приверженец сунны, обладатель достоинств и религии» См.: «ас-Сикъат» (8/341).
8. Сказал Ибн Аби Хатим: «Аль-Хумайди – самый надёжный из передатчиков от Ибн ‘Уяйны, главный среди его сподвижников и он - надёжный имам» См.: «аль-Джарх уа-т-та’диль» (5/57);
9. Сказал Йа’къуб аль-Фасави: «Я не встречал никого, кто бы более искренне относился к Исламу и его приверженцам, чем Аль-Хумайди» См.: «ас-Сийар» (10/617) аз-Захаби;
Также хвалили его многие другие ученые.

Скончался имам Абу Бакр аль-Хумайди, да одарит его Аллах Своей милостью, в Мекке в 219 году по хиджре. См.: «Сийар а’лям ан-нубаля» (10/616) аз-Захаби, «Тахзиб-уль-камаль» (14/512) аль-Миззи.


Основы Сунны (Усулю-с-Сунна)

Передал нам Бишр ибн Муса, что имам аль-Хумайди, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «У нас (приверженцев пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, одним из которых я являюсь) является Сунной:



1. Чтобы человек уверовал в предопределение с его добром и злом, в радостное и печальное, и чтобы знал, что то, что его постигло, не должно было пройти мимо, а то, что прошло мимо, не должно было его постичь, и что всё это предопределено Всемогущим и Великим Аллахом (2).
(2) - Ибн-уд-Дайлями рассказывал: «Однажды я пришёл к Убаййу бин Ка‘бу и сказал ему: “О, Абу-ль-Мунзир, поистине в мою душу закралось что-то (неясность) относительно предопределения. Расскажи мне что-нибудь, чтобы Аллах удалил это из моего сердца”. Он сказал: “Если бы Аллах подверг мучениям всех обитателей небес и земли, Он не поступил бы несправедливо, и если бы Он помиловал всех их, Его милость превзошла бы то, что они заслужили своими деяниями. И если ты потратишь гору золота величиной с Ухуд, то Аллах не примет это от тебя, пока ты не уверуешь в предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не могло постичь тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то попадёшь в ад”. После этого я посетил ‘Абду-Ллаха бин Мас‘уда, и он сказал мне то же самое. После этого я посетил Хузайфу ибн-уль-Йамана, и он сказал мне то же самое. После этого я посетил Зайда бин Сабита, и он сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Ахмад (5/185-189), Абу Давуд (4699), ибн Маджах (77), ат-Табарани в «аль-Кабир» (4940), ибн Хиббан (1817). Хадис достоверный. См.: «Зылялю-ль-джанна» (145). См.: шарх шейха ‘Абд-уль-‘Азиза ар-Раджихи на книгу «Усулю-с-сунна» имама аль-Хумайди (с.19).


2. Чтобы (человек был убежден в том), что вера - это слова и деяния, (и она) увеличивается и уменьшается, и не принесут пользы слова без деяний, деяния и слова (не принесут пользы) без правильного намерения, а слова, деяния и намерение не принесут пользы без следования Сунне (3).
(3) - Доводов на то, что вера включает в себя слова, дела и убеждения – множество, например, слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов “Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”, а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры». Муслим (35).


3. То, что мы должны просить прощения за всех сподвижников (4) пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал:

﴿ وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ﴾

«А те, которые пришли после них [после ансаров и первых мухаджиров], говорят: «Господь наш! Прости нам и нашим братьям (по вере), которые опередили нас в Вере [которые уверовали раньше нас]! И не утверждай в сердцах наших злобы [зависти и ненависти] (по отношению) к тем, которые уверовали. Господь наш! Поистине, Ты – Сострадательный, Милующий!»» (Сура аль‐Хашр, аят 10). Нам не повелено, кроме как просить прощения за них.
Человек не уверует, пока не начнет просить прощения за них, а тот, кто их всех или одного из них оскорбляет или пытается принизить (5), тот не находится на Сунне, и нет такому никакой доли от трофеев. Оповестили нас об этом многие от Малика ибн Анаса, который сказал: «Всевышний Аллах разделил трофеи, сказав:

﴿ لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ﴾

«...(а также из такой добычи даётся) неимущим переселившимся (в Медину), которые были изгнаны (неверующими) из своих земель [из Мекки] и (лишены) своего имущества...», а затем сказал:

﴿ وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا﴾

«А те, которые пришли после них [после ансаров и первых мухаджиров], говорят: «Господь наш! Прости нам и нашим братьям (по вере), которые опередили нас в Вере [которые уверовали раньше нас]!»» (сура аль-Хашр, аяты 8‐10).
И тот, кто так не говорит о них, тот не относится к числу тех, кому Аллах определил долю от трофеев».
(4) - Сподвижник – это тот, кто встретился с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в него, и умер в Исламе. См.: «аль-Исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/6) ибн Хаджара. Под это определение также попадают и дети, которые видели его, да благословит его Аллах и приветствует. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.39)
(5) - Имам Абу Зур’а ар-Рази, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Если ты увидишь человека, который будет принижать значимость кого-либо из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то знай, что он - еретик (зиндыкъ)! И это потому, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для нас – истина, и Коран – истина, а донесли до нас этот Коран и сунну сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, предостерегая от сподвижников, эти люди желают тем самым опровергнуть Коран и сунну, а на самом деле это от них следует предостерегать, ибо они – еретики (занадикъа)!» См.: «аль-Кифая» (1/49) аль-Хатыба. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.49)


4. То, что Коран - это речь Аллаха (6). Я слышал, как Суфйан (ибн ‘Уяйна) говорил: «Коран - это речь Аллаха, а тот, кто сказал, что он создан, тот является нововведенцем (7). Мы не слышали, чтобы кто-либо так говорил».
Я слышал, как Суфйан (также) говорил: «Вера - это слова и деяния, и она (может как) увеличиваться (так) и уменьшаться (8)». Сказал ему его брат Ибрахим ибн ‘Уяйна: «О Абу Мухаммад, не говори, что уменьшается», тогда он разозлился и сказал: «Замолчи, ребенок, она (может) уменьшиться так, что от неё ничего не останется (9)».
(6) - Доказательств на то, что Коран является речью Аллаха – множество, например, слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ﴾

«А если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя (о, Пророк) безопасности (чтобы услышать то, к чему ты призываешь), то предоставь ему безопасность, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (сура «ат-Тауба», аят 6).
Также сказал Всевышний Аллах:

﴿نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ ۝ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ﴾

«Снизошел с ним [с Кораном] (от Аллаха) Дух Верный [ангел Джибриль] на сердце твое (о, Посланник) [Джибриль читал аяты Корана Пророку, а он понимал их смысл и запоминал их], чтобы быть тебе (о, Посланник) из числа увещевателей (которые предостерегают людей и джиннов от наказания Аллаха)» (сура «аш-Шу’ара», аяты 193-194). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.52)
(7) - Передаёт Гъияс ибн Джа’фар: «Я слышал, как Суфйан бин ‘Уяйна сказал: “Коран – это слова Всемогущего и Великого Аллаха, а кто говорит, что он сотворен – тот кафир, и тот, кто сомневается в его неверии, тот тоже кафир”» См.: «ас-Сунна» (25) ‘Абду-Ллаха бин Ахмада (бин Ханбаля). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.54).
Сказал имам Абу Хатим ар-Рази, да одарит его Аллах Своей милостью: «Тот, кто заявляет, что он (Коран) – создан и сотворён, тот является неверующим таким неверием, которое его ставит вне религии, а кто усомнился в его неверии из тех, кто понимает и не является невеждой - тот (тоже) является неверующим. Тот же, кто был невеждой - ему объясняют, и если он подчинился истине и обвинил в неверии заявляющего о сотворённости Корана, то это то, что нужно, а иначе он сам становится кафиром» См.: «Табакъат-уль-ханабиля» (1/286).
(8) - Сказал Всевышний Аллах:

﴿ وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا ﴾

«…чтобы увеличилась вера у верующих…» (сура «аль-Муддассир», аят 31). Факт увеличения веры указывает на то, что она может также и уменьшаться.
Вера увеличивается по причине совершения благих дел, являющихся подчинением Аллаху, и уменьшается по причине совершения грехов, являющихся ослушанием Аллаха. Сказал Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, своему товарищу: «Садись с нами, поверим часок» См.: «аль-Мусаннаф» (30363) Ибн Аби Шейбы, аль-Бухари (1/10) в форме му’аллякъ. Сказал Ибн Хаджар: «Это сообщение достоверное (как слова сподвижника)». См.: «Тагъликъ-ут-та’ликъ» (2/21). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.57).
(9) - Если человек совершит большое неверие, тогда его вера исчезает полностью и не остаётся от неё ничего, а что касается грехов (не выводящих из Ислама), то даже если их будет много, они не делают веру недействительной. Будут такие люди, много совершавшие грехов, у которых веры останется лишь на вес горчичного зерна, однако посредством неё, они выйдут из ада, т.к. они были единобожниками и не совершали то, что аннулирует Ислам.
Достоверно переданы сообщения о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за грешных мусульман, как об этом говорится в длинном хадисе о заступничестве. Среди прочего в нём сказано: «Скажет (Всевышний Аллах): “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” А Он скажет: “Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры хоть на вес мельчайшей части горчичного зерна, выведи таких из Огня!” И я пойду и сделаю это». аль-Бухари (7510) и Муслим (1/125). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.58).


5. То, что мы утверждаем лицезрение Аллаха (Его рабами) после смерти (10).
(10) - Аллах Всевышний сказал:

﴿كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ﴾

«Так нет же! [Совсем не так, как утверждают неверующие!] Ведь они [неверующие] от (видения) своего Господа в тот день [в День Суда] будут отделены [лишены возможности]» (Сура «аль-Мутаффифин», аят 15).
Имам аш-Шафи‘и, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «В этом аяте доказательство на то, что верующие увидят Его, Всевышнего и Всемогущего, в тот день» См.: «Тафсир ибн Касир» (4/486).
Также он, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «То, что (неверные) будут отделены завесой по причине гнева Аллаха (над ними), является доводом на то, что (верующие) увидят Его по причине Его довольства (ими)» См.: «Тафсир аль-Къуртуби» (19/261).
Сообщается со слов Сухейба (ибн Синана), что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда обитатели рая войдут в рай, Аллах, Благословен Он и Возвышен, скажет: “Желаете ли вы что-нибудь в придачу от Меня?” И тогда они ответят: “Разве не стали белыми наши лица? Разве Ты не ввел нас в рай и не спас нас от огня?” И тогда будет снята завеса, и не будет им дано ничего более любимого, нежели созерцание их Господа, Велик Он и Всемогущ». А затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал этот аят:

﴿لِّلَّذِينَ أَحْسَنُوا الْحُسْنَى وَزِيَادَةٌ﴾

«Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка» (Сура «Йунус», аят 26). Муслим (181). См.: Шарх шейха ар-Раджихи (с.60).


6. И (вера в) то, о чем говорится в Коране и хадисах, как, например:

﴿وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ﴾

«И сказали иудеи (во время засухи и неурожая): «Рука Аллаха прикована!» Это у них руки прикованы» (Сура аль‐Маида, аят 64) и например:

﴿ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ﴾

«...и небеса (будут) скручены Его десницей [правой рукой]». (Сура аз‐Зумар, аят 67) и тому подобных текстах Корана и Сунны. Мы ничего в них не добавляем и не растолковываем их (11), а останавливаемся на том, на чем остановились Коран и Сунна (12) и говорим:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى﴾

«Всемилостивый (Аллах) – Он утвердился [возвысился] (как подобает только Его величию) на Троне». (Сура Та ха, аят 5).
А кто говорит что-либо другое, помимо этого, тот - лишающий слова смысла (му’аттыль) джахмит (13).
(11) - Сказал Шейх-уль-Ислям ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью: «Т.е. не растолковываем их толкованием джахмитов-му’аттылитов, которые ввели новшество, истолковывая аяты, в которых говорится об атрибутах Аллаха, пойдя в противоречие тому, на чем были сподвижники и таби’ины из подтверждения этих качеств» См.: «Маджму’-уль-фатауа» (5/50). См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.77).
(12) - Сказал имам аль-Хумайди, да одарит его Аллах Своей милостью: «Клянусь Аллахом, сражаться против тех, кто отвергает хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мне любимее, чем сражаться против тюрков» См.: «ас-Сияр» (10/619). Из этих слов извлекается его обвинение в неверии му’аттылей – тех, кто отрицает имена и атрибуты Аллаха. А сражение против них осуществляется посредством опровержения, разъяснения их ложных идей и рассеивания их сомнений. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.78).
(13) - Последователи Джахма бин Сафвана ар-Расиби, который был известен четырьмя порочными взглядами:
1. Отрицание атрибутов Аллаха, которое от него унаследовали му’тазилиты.
2. Убеждение о том, что у человека нет свободы воли, и он принуждён к своим действиям, которое от него унаследовали джабриты.
3. Утверждение о том, что вера – это только познание Аллаха сердцем.
4. Убеждение о том, что Рай и Ад исчезнут.
Джахм был убит за своё неверие и ересь наместником Хурасана Сальмом бин Ахвазом. См.: «Аль-Миляль ва-н-Нихаль» (1/86) аш-Шахристани. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.74).


7. То, что мы не говорим подобно тому, как сказали хариджиты (14): «Кто совершил большой грех, тот стал неверным», и не выносим такфир за совершение какого-либо из грехов (не доходящего до неверия) (15). Поистине неверием является оставление пяти, о которых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам построен на пяти столпах: свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - раб и посланник Аллаха; выстаивание молитвы; выплата закята (обязательного пожертвования); пост в месяце Рамадан; совершение хаджжа (паломничества) к Заповедному дому Аллаха». (аль-Бухари 8, Муслим 16).
Что касается первых трех, то не препираются с тем, кто их оставил: кто не произносит свидетельство, не молится и не постится, потому что ничего из этого не откладывается от своего времени, и если человек преднамеренно пропустил их время, то не принимается, если он их возмещает.
А что касается (обязательной) милостыни (закят), то когда бы он ни дал её, она будет принята, однако человек получает грех за задержку.
А что касается паломничества (аль-хаджж), то когда человек имеет возможность совершить его, оно становится обязательным для него, но не становится обязательным именно в этот год (16), и когда бы он его ни совершил, оно будет принято и человек не получит грех из-за задержки, подобно тому, как он будет грешен за задержку закята, потому что (обязательная) милостыня - это право бедных мусульман, и если он задержал её, то он грешен до тех пор, пока она не достигнет их.
Что же касается паломничества, то это между ним и его Господом, и когда бы он ни совершил хаджж, он будет принят, а если он умрет, так и не совершив паломничества, имея на то возможность, то попросит возвращения в наш мир, чтобы совершить его (17). Его семья обязана (18) совершить за него паломничество, и мы надеемся, что оно будет принято подобно тому, как будет принят долг, который был возмещен за него после смерти».
(14) - Хариджиты - это те, кто совершили выход (хурудж) против халифа ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, в его время, после того, как были вместе со сподвижниками, а потом отделились, начав неправильно толковать Коран и применять тексты, относящиеся к неверным против мусульман и обвинив их в неверии. Они стали первыми, кто начал считать мусульман за совершение больших грехов неверующими, а затем дозволять для себя их жизни и имущества. Хариджиты собрались в деревне в Ираке под названием Харура, и поэтому также были прозваны харуритами. См.: «Джами’-уль-усуль» (7/357) Ибн-уль-Асира. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.80).
(15) - Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как взял с находящихся вокруг него мусульман, клятву о том, что они не будут совершать ширк, а также не будут совершать такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, убийство собственных детей, клевета друг на друга и отказ от повиновения (когда будут приказывать совершать) одобряемое (шари’атом), сказал: «Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой клятве, а для того, кто совершит какой-либо из этих (упомянутых после ширка) грехов и будет наказан в мире этом, наказание послу-жит искуплением. Если же кто-то совершит какой-либо из этих (грехов), а Аллах покроет его (грех), то Аллах и будет решать, и если пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет его». Аль-Бухари (3892), Муслим (1709). И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, что тот, кто совершит какой-либо из этих грехов, станет неверным. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.86).
(16) - Ученые разногласят относительно того, является ли хаджж обязательным незамедлительно в тот год, когда у человека появилась возможность его совершить или же он может отложить его выполнение. Сказали Абу Ханифа и Малик в распространенном от них мнении, что хаджж обязательно совершить сразу, как только появилась возможность. Сказал аш-Шафи’и, что можно его отложить даже после появления возможности. От имама Ахмада передано два мнения, более очевидным из которых является мнение о том, что хаджж обязательно совершить сразу, как только появилась возможность. См.: «Ихтиляф аиммат-иль-‘улямаъ» (1/276) Ибн Хубейры.
Более верным мнением является то, что человек должен совершить хаджж сразу после того, как он стал для него обязательным, когда наступит время его выполнения и нельзя его откладывать, если только нет какого-то препятствующего обстоятельства. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.96).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершить хаджж, потому что никто из вас не знает, что с ним может случиться в будущем» Ахмад (2869). См.: «Сахих-уль-джами’» (2957).
Передается, что ‛Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто умер, имея возможность (совершить хаджж), но не совершил его, тот пусть умирает на таком положении, на каком пожелает: либо иудеем, либо христианином». См.: «Мусаннаф» (3/306) Ибн Аби Шейбы. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным. Аль-Альбани назвал иснад хорошим, а передатчиков – надежными. См.: «Тафсир Ибн Касир» (2/97), «ад-Да’ифа» (4641).
(17) - Возможно, автор опирался на хадис, передаваемый имамом ат-Тирмизи (3316), в котором приводятся слова Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, однако, сам ат-Тирмизи, ибн Касир и шейх аль-Альбани указали на слабость этого хадиса. См.: «Тафсир ибн Касир» (8/160), «ад-Да’ифа» (4641). Но подобный смысл также понимается из следующих аятов:
Сказал Всевышний Аллах:

﴿وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ﴾

«И расходуйте (о, верующие) из того, чем Мы наделили вас, до того, как придет к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: «Господи! Если бы Ты отсрочил мне до близкого срока [дал бы небольшую отсрочку], то я стал бы давать милостыню и стал бы из (числа) праведных!»» (Сура «аль-Мунафикъун», аят 11).
Также сказал Всевышний Аллах:

﴿ حَتَّى إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِ۝ لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا وَمِن وَرَائِهِم بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ﴾

«А когда придет к одному из них смерть, он скажет: «Господи, верни меня (обратно в этот мир): может быть, я сделаю благое в том, что оставил». Так нет же! [Ему не будет дано то, что он просит]. Поистине же, это – слово, которое он говорит [нет пользы ему от этой речи], а за ними [за умершими] – преграда (которая ограждает их от возвращения в этот мир) до того дня, как они будут воскрешены [до Дня Суда]» (Сура «аль-Муъминун», аяты 99-100).
(18) - Семья умершего обязана из оставшегося от него имущества в первую очередь покрыть расходы, необходимые для его захоронения, а затем отдать долги, будь это закят и хаджж или то, что он остался должен кому-то из людей. Хаджж за него совершается в том случае, если в момент его смерти он был для него обязательным и вне зависимости от того, не совершил ли он хаджж при жизни, откладывая его, или не совершил по той причине, что не дожил до месяца совершения хаджжа. И всё это делается до распределения его имущества наследникам. См.: шарх шейха ар-Раджихи (с.97).
Сообщается со слов ‘Абду-Ллаха ибн Бурайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что его отец сказал: «Как-то раз, когда я сидел с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему подошла женщина и сказала: «Я отдала своей матери рабыню в качестве милостыни, и теперь моя мать умерла». Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты уже получила награду, и право наследования возвращает твой подарок обратно (тебе)». Она сказала: «О Посланник Аллаха, она должна возместить один месяц поста, могу ли я поститься за нее?». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Постись за нее». Она сказала: «Моя мать никогда не совершала хаджж, могу ли я сделать это за нее?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Соверши хаджж за нее» Муслим (1149).
Передают, что ‘Абду-Ллах ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла женщина из Джухейны и сказала: «Моя мать дала обет совершить хаджж, однако она скончалась, так и не совершив паломничества. Могу ли я совершить хаджж за нее?» Он сказал: «Конечно же, соверши хаджж за нее. Скажи, если бы у твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его? Посему выполни ее обязательство перед Аллахом, ведь долг перед Аллахом еще более заслуживает того, чтобы его выплатили». аль-Бухари (1852).
[Послание завершено, и вся хвала Аллаху - Господу миров]



Ответить