О словах аль-Азхари про мусульманина, произнесшего слова куфра

Ответить
Адиль2
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 15:35

О словах аль-Азхари про мусульманина, произнесшего слова куфра

Сообщение Адиль2 » 29 мар 2019, 17:48

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.

На форуме неоднократно приводилось это высказывание в различных ветках:
Сказал аль-Харауи: “Спросили аль-Азхари относительно того, кто говорит, что Куран сотворен: “Ты назовешь такого кафиром?” Он ответил: “То, что он говорит, является куфром!” Его спросили об этом трижды, и он ответил так, как отвечал, а на третий раз добавил: “Мусульманин тоже может произнести слова куфра!” См. “ан-Нихая” 806.
Хотелось бы получить более подробную информацию:
1. Кем является аль-Азхари?
2. Достоверно ли это высказывание, учитывая, что между автором книги "ан-Нихая" Ибн аль-Асиром и аль-Азхари около 300 лет?
3. Понимается ли из этого сообщения, что аль-Азхари имел ввиду именно оправдание по невежеству, а не другие препятствия для такфира (например, икрах или оговорку)?

БаракяЛлаху фикум.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3000
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 30 мар 2019, 12:45

Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух
1. Кем является аль-Азхари?
Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад аль-Азхари (282-370 г.х.) – родился в Хорасане.
Имам, величайший языковед своего времени, факъих шафитского мазхаба, носитель вероубеждений саляфов.
Он обучался у более тридцати имамов своего времени. Получив знание у учёных своего города, он отправился в Багдад, и среди тех, от кого он взял там знание были Абу-ль-Къасим аль-Багъауи, Ибн Аби Дауд, Ибн ‘Арафа, Ибн ас-Саррадж, и др. См. “Тахзиб аль-люгъа” 1/24-27, “аз-Захир” 55, “аль-Бидая уа-ннихая” 11/183.
Среди его учеников были Абу Наср аш-Шар, Мухаммад ибн аль-Хусайн аль-Азди, Абу Я’къуб ас-Сарахси, Абу ‘Усман аль-Къураши, и др. См. “аль-А’лям” 3/269, “Тарих аль-Ислям” 444, “Нузха аль-альба” 232.
Однако его самым известным учеником был Абу ‘Убайд Ахмад аль-Харауи, автор известной книги «аль-Гъарибайн филь-Къуран уаль-хадис», о котором хафиз Ибн Касир сказал: “Он был учёным касательно литературы и арабского языка, а книга его «аль-Гъарибейн», посвящённая редким словам, упомянутым в Коране и хадисах, указывает на его глубокое познание этой науки. И он был учеником Абу Мансура аль-Азхари”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 11/180.
Имам аль-Азхари написал множество прекрасных трудов (около 20 книг), среди которых «аль-Асма аль-хусна», «Ма’ани аль-кыраъат», «аз-Захир фи гъариб альфаз аш-Шафи’и», «ат-Такъриб фи-ттафсир», ну и конечно же известный труд по арабскому языку «Тахзиб аль-люгъа», который весьма сильно хвалили известные имамы-языковеды. Так, аль-‘Анбари сказал: “Он написал известную книгу в арабском языке, а это книга «Тахзиб аль-люгъа». И это самая большая книга, написанная по арабскому языку и наилучшая из них”. См. “Нузха аль-альба” 324.
Сказал имам-языковед Ибн Манзур: “Я не смог найти среди книг по арабскому языку книги лучше, чем «Тахзиб аль-люгъа» Абу Мансура Мухаммада ибн Ахмада аль-Азхари”. См. “Лисан аль-‘араб” 1/7.
Что же касается похвалы имамов в адрес аль-Азхари, то имам аз-Захаби сказал про него: “Он был главой в арабском языке и фикъхе, был надёжным, праведным и религиозным”. См. “ас-Сияр” 26/317, “Тарих аль-Ислям” 445.
Также аз-Захаби назвал его выдающимся учёным и имамом в своей книге «аль-‘Улюу», процитировав его слова о том, что Всевышний Аллах вознёсся на Трон. См. “Мухтасар аль-‘Улюу” 249.
Ибн аль-‘Имад аль-Ханбали упомянув о том, что у аль-Азхари были великие труды, сказал про него: “Он был выдающимся учёным”. См. “Шазурат аз-захаб” 3/72.
2. Достоверно ли это высказывание, учитывая, что между автором книги "ан-Нихая" Ибн аль-Асиром и аль-Азхари около 300 лет?
Без сомнения достоверное, так как его ближайший ученик – Абу ‘Убайд Ахмад аль-Харауи процитировал это в своей известной книге, сказав: “Я слышал, как аль-Азхари спросили относительно того, кто говорит, что Коран сотворен: “Ты назовешь такого неверным?” Он ответил: “То, что он говорит, является неверием!” Ему задавали этот вопрос трижды, и каждый раз он отвечал так же, а на третий раз добавил: “Мусульманин тоже может произнести слова неверия”. См. “аль-Гъарибайн филь-Къуран уаль-хадис” 5/1643.
3. Понимается ли из этого сообщения, что аль-Азхари имел ввиду именно оправдание по невежеству, а не другие препятствия для такфира (например, икрах или оговорку)?
Эти слова имама Абу Мансура аль-Азхари являются обобщёнными, которыми он указывает на то, что есть разница между общим положением неверия и применением неверия к конкретному лицу. Этим ответом он указал на то, что не каждый, кто совершил или сказал слова неверия и многобожия автоматически становится неверным вероотступником. Ведь необходимо учитывать такие препятствия для обвинения в неверии мусульманина, впавшего в неверие, как: принуждение (икрах), ошибочное истолковывание (таъуиль), незнание (джахль), ошибка (хатаъ), и т.п.
Аллаху а'лям.

Да, шейх Ибн Баз считал, что тот, кто скажет, что Коран сотворён, становится автоматически неверным, независимо от того, знал он об этом или не знал.
Но если ты хотел слова саляфов, которые прямо и ясно оправдывали по незнанию того, кто говорил, что Коран сотворён, то, конечно же, такие слова имеются:
К примеру, это разделение делали двое имамов Сунны своего времени – Абу Хатим (196-277 г.х.) и Абу Зур’а (200-264 г.х.). Ибн Аби Хатим сказал: “Я спросил своего отца (Абу Хатима) и Абу Зур’у о мазхабах приверженцев Сунны по основам религии (вероубеждения), на которых они застали учёных всех городов, и в чём они были убеждены сами, и они ответили: «Мы застали учёных во всех городах Хиджаза, Ирака, Шама и Йемена, и их мазхабом было… Кто будет сомневаться в Словах Аллаха Всевышнего, воздерживаясь и сомневаясь в них, говоря: «Я не знаю, Слова Аллаха являются сотворёнными или же нет», тот – джахмит! А что касается того, кто воздержится в отношении Корана (что он является Словами Аллаха) по причине своего незнания, то такого следует обучить и обвинить в нововведении, но, не обвиняя его в неверии”. См. “Шарх усуль и’тикъад ахль ас-Сунна” 285.
Также имам ахлю-Сунна своего времени – Ибн Аби ‘Асым (206 – 287 г.х.) в завершении своей известной книге «ас-Сунна» сказал: “Коран – это Слова Аллаха Всевышнего, которые Аллах произнёс, и он не является сотворённым. А тот, кто скажет, что Коран сотворён после того, как ему будет предоставлен довод, тот является неверным в отношении Великого Аллаха! А кто скажет такие слова до того, как ему будет предоставлен довод, то на нём нет ничего”. См. “Китаб ас-Сунна” 2/645.



Ответить