Уважаемые посетители форума, если у вас возникают проблемы с регистрацией, напишите нам в Обратную связь

ДОСТОВЕРНОСТЬ АСАРА ИБН 'АББАСА: "КУФР ДУНА КУФР"

Ответить
Abu Samira
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

ДОСТОВЕРНОСТЬ АСАРА ИБН 'АББАСА: "КУФР ДУНА КУФР"

Сообщение Abu Samira » 09 мар 2009, 07:39

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух

Некий Абу Мухаммад, кстати, по словам наших братьев это тот же Ибрахим – составитель таких «известных» трудов, как «Аналитический разбор “А те, кто не судит тем, что низвел Аллах, являются неверными” у ахлю-Сунна», и один из составителей клеветы под названием "Саляфия или мурджия", а также распространитель фитно-работы некого Абдуллаха Молдовского: «Дополнение к статье о намазе вторым джама’атом в одной мечети» разместил на нашем форуме опровержение, в котором он пытается доказать слабость известного сообщения от Ибн ‘Аббаса, который в отношении аятa: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными» (аль-Маида 5: 44), сказал: “Это неверие – меньше неверия!” (Куфр дуна куфр).
Вот аргументы этого Ибрагима Абу Мухаммада:
«Привели этот Хадис аль-Марвази фи тазым кодра салят 2\521, Хаким филь мустадрак 2\313, также у Байхакы, в Тамхиде у ибн Абдуль Барре по цепочке от Хишама ибн Худжейра от Тауса от ибн Аббаса.
И Хишам слабый передатчик посчитали его слабым имам Ахмад, Юхья ибн Маъин, Уъкейли и джамаъа смотри дуъафа Уъкейли 4\337-338 также Камиль Ибн Аъди7\2569 также тахзиб аль-Камаль 30\179-180 и Хади ас-Саари 447-448.
Сказал Али ибн Мадини читал я Яхье ибн Саъиду: рассказал ибн Джурейдж от Хишам ибн Худжейра. Сказал Яхъя ибн Саъид: оставьте его. Сказал Адрибу (выкину или буду бить) его хадисами? Ответил Яхья ибн Саъид: «Да» Тахзиб аль-Камаль лиль-Мизи 30\180.
Саказал ибн Уъейна не брали мы Хадисы от Хишама ибн Худжейра если не находили ещё такой же у другого.
Сказал Абдуллах ибн имам Ахмад: «Хишам ибн Худжейр Макки Слабый в хадисах» Тахзиб аль- Камаль лиль Мизи 30\179.
Также сказал Сказал Абдуллах ибн имам Ахмад: «Спросил я Яхъя ибн Маъина о Хишаме ибн Худжейре и он сделал его очень слабым» Тахзиб аль-Камаль лиль Мизи 30\180.
Ибн Хиббан, Абу Хатим, аль-Иъджли посчитали его сикот( сильным). И этот хадис с таким произношением неверие меньше неверия только в этой цепочке в которой Хишам ибн Худжейр.
И есть хадис без этой добавки куфр дуна куфр от Абдуллаха ибн Тауса от отца Тауса от ибн Аббаса к аяту суры маида сказал ибн Аббас «Это неверие» или другое «Хватит в этом неверия».
Привёл Абдур-Раззак в тафсире 1\191 также Табари 6\256 также Вакиъ фи Ахбар аль Кудот 1\41 И остальные с доставерным иснадом. И это утверждено от ибн Аббаса без сопровождение с куфр дуна куфр. И дорога от Хишама ибн Худжейра мункара с двух сторон:
1) Только в его цепочке такой ляфз (произношение куфр дуна куфр)
2) Противоречие тем, кто сильнее его.
И также этот смысл передавался от Али ибн Аби Тальха и передача Али более чем передача ибн Худжейр т.к. передача от ибн Аби Тальхи записывалась. Так Передаётся от ибн Абдуль Барра с произношением от ибн Уъйейны от Хишам ибн Худжейра от Тауса от ибн Аббаса то что он сказал «Не такое это неверие за которым вы последовали и это не то неверие которое выводит из Милли Ислама». Истизкар 2\153.
Это и есть «обоснование» Ибрахима Абу Мухаммада на мою просьбу упомянуть имя хоть одного раннего имама, который отверг это сообщение Ибн ‘Аббаса по причине его слабости! Этот диалог у нас состоялся в ветке про «мадхализм» месяца два назад. Так как, тема в той ветке стала отходить в сторону, я решил создать для этого отдельную тему, поскольку вопрос весьма серьезный.

Так вот, именно так эти люди выставили сообщение Ибн ‘Аббаса: «Куфр дуна куфр» слабым, а более того, приписали ему то, что он считал суд не на основании ниспосланного Аллахом большим неверием.
Поразительно, как Ибрахим и его сторонники всегда заявляют о том, что именами такого-то и такого-то не нужно аргументироваться, а мол, пожалуйста, предоставьте доказательства из Корана, Сунны и иджма’, а в то же самое время сами не опираются ни на что из упомянутого!
Ведь даже в этом своем посте Ибрахим пишет:
«Однако пожалуйста доказательства из Корана, Сунны или Иджма выведенные на основе правил установленных учёнными для этого, и не надо аргументировать личными мнениями фуляна или фуляна если нет подтверждения их словам, играть на чувствах восклицая: да кто он такой, чтобы называть что то слабым когда фулян назвал это сильным? Разве фулян этого не знал, а он узнал? И прочие вещи, которые не выходят кроме как из умственно отсталых фанатиков как об этом сказал имам Альгазали»
О Абу Мухаммад! А разве тот, на кого ты опирался в этом так называемом исследовании не Фулян бин Фулян?! Так к чему же такие громкие слова, если ты сам не следуешь им?! Ну раз ты сам опираешься на фуляна, то почему бы в таком случае не опираться на фуляна, чье имя громче и известней?!
На самом же деле эти же слова, что он привел, точь в точь даже не без изменения буквы, в отношении слабости этого предания Ибн ‘Аббаса приводили также Сулейман аль-‘Ульуан, Хамуд ибн ‘Акъля аш-Шу’айби и Абу Мухаммад аль-Макъдиси.
Аллаху а’лям, кто из них первым это написал, а кто лишь перенял и распространил это дальше без подробного исследования.
Также следует отметить, что некий Хассан ибн ‘Абдуль-Маннан составил маленькое послание, в котором он утверждает о слабости этого сообщения от Ибн ‘Аббаса, приводя в довод все то, что привел и Ибрахим.
Что же касается этого Ибн ‘Абдуль-Маннана, то он известен как человек, который играет с пророческой Сунной относительно достоверности или же слабости хадисов. Он назвал множество хадисов, в достоверности которых ранние имамы были единогласны, и на которых строятся убеждения ахлю-Сунна, слабыми. Например, он назвал слабым известный хадис: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждениеАбу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.
Тогда как достоверность этого хадиса подтверждали такие имамы, как ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Касир и многие другие.
После того, как труды этого человека и его странные заявления в науке хадисоведения распространились, шейх аль-Альбани стал опровергать его многократно и даже написал целую книгу, посвященную его заблуждениям в уточнении достоверности хадисов, которую он назвал: «Наставление и предостережение от исследований Ибн Абдуль-Маннана, который в исследовании книг имамов назвал сотни достоверных хадисов слабыми».
Когда же положение этого автора стало известно мусульманам, он стал писать под псевдонимом Абу Сухайб аль-Карми.
Также про слабость асара Ибн ‘Аббаса говорили и Абдуль-Азиз ат-Тарифи и многие кому не лень из числа современников. А некоторые неизвестные форумные маджхули с сайта "ахлюль-хадис" ослабили все асары от Ибн ‘Аббаса со смыслом: «Куфр дуна куфр» и назвали достоверным только единственное сообщение от него, где упоминается слово «куфр», без какого-либо пояснения.
Таким образом, все те, кто высказывался отрицательно о сообщении Ибн ‘Аббаса являются современниками, которые мало того, что неизвестны своими великими познаниями в науке хадисоведения, более того, пошли в противоречие признанным имамам этой науки!
Опять все тот же простой вопрос к Ибрахиму: «Неужели слова, упомянутые тобой, автором которых является либо Хамуд аш-Шу’айби, либо Сулейман аль-‘Альуан, либо Абу Мухаммад аль-Макъдиси – это Коран, Сунна или иджма’?!»
Надеюсь, ты скажешь что нет, и вероятно скажешь, что опирался на их мнение в понимании этого вопроса.
Тогда следующий вопрос: «Неужели же в таком случае не лучше опираться на признанных имамов в науки хадисоведения, чьи познания в этой области не вызывали сомнения ни у кого, а не следовать за найденным в просторах интернета, что соответствует твоему мазхабу, и не разобравшись до конца, выносить это в массы мусульман?!»
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Лучше быть последователем в благом, чем быть лидером в плохом”. Ибн Абу Шайба 37188, Ибн Уадах 1/78. Иснад достоверный.
А имам Малик говорил: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто знающей, чем он!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.

Ответ на претензии к асару Ибн ‘Аббаса

На самом деле все ранние имамы и поздние тоже, кроме некоторых современников, признавали сообщение Ибн ‘Аббаса «куфр дуна куфр» и опирались на него.
Что же касается двух причин, на основании которых кто-то посчитал это сообщение не достоверным, то на самом деле это ни что иное, кроме как выдача желаемого за действительное!
Первая причина, упомянутая в качестве довода на слабость этого сообщения – это слабость передатчика сообщения «Куфр дуна куфр» по имени Хишам ибн Худжайр.
С соизволения Аллаха разберем это сообщение Ибн ‘Аббаса подробнее, не довольствуясь исследованием определенных людей и тех, кто слепо за ними последовал, считая, что они "открыли Америку".
Начнём с того, что это не единственная передача от Ибн ‘Аббаса и не единственный иснад, в котором он в толковании к аяту: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными» (аль-Маида 5: 44), сказал: “Это неверие – меньше неверия!” (Куфр дуна куфр).
Сообщений от Ибн ‘Аббаса с таким смыслом в пояснении этого аята очень много, среди которых есть как достоверные сами по себе, так и усиливающиеся различными путями и версиями, о чём станет известно читателю далее ин ша-Аллах.
Что касается версии, о которой говорил Ибрахим и передатчика Хишама ибн Худжайра аль-Макки, то Хишам – это известный факъих Мекки своего времени, о котором Ибн Шубрума говорил: “Нет в Мекке более знающего фикъх, чем Хишам ибн Худжайр”. См. “аль-‘Иляль” 825.
Однако имамы разногласили относительно его надёжности, как передатчика.
Да, действительно, большинство имамов посчитало его слабым. Среди них Яхья аль-Къаттан, Суфьян ибн ‘Уяйна, Ахмад, Ибн Ма’ин, аль-‘Укъайли, и др.
Но если беспристрастно исследовать то, что было высказано в отношении Хишама имамами, станет ясно, что он не является отвергаемым передатчиком, и что в худшем самом случае его сообщения берутся в расчёт и усиливаются подобными, если он не передал того, что противоречит передачам надёжных имамов.
Например, Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Мы не берем хадисы Хишама, если только мы не найдем подтверждение этому от других”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 11/33.
В этих словах указание на то, что передачи Хишама могут усиливаться другими сообщениями.
Что касается Ибн Ма’ина, то от него есть два мнения относительно Хишама. Один раз он сказал, что он слабый, а другой раз он назвал его праведным.
Однако сторонники ослабления истолковали слова Ибн Ма’ина «праведный» в отношении него, как праведный в религии, а не в передачи хадисах.
То же самое обстоит и с мнением имама Ахмада в отношении Хишама, поскольку Ахмад не считал Хишама абсолютно слабым и неприемлемым передатчиком, на которого нельзя было опираться. Он говорил о нем: “Он не сильный передатчик”. См. “аль-‘Иляль” 752.
Однако такими словами имам Ахмад не всегда подразумевает, что хадисы такого передатчика неприемлемы. Зачастую он имеет в виду то, что хадисы такого передатчика не достоверные (сахих), но хорошие (хасан), как разъяснял это шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказавший: “Передается от Ахмада, что он говорил: «Такой-то слабый, не сильный передатчик». Однако это выражение подразумевает, что Ахмад не считал хадисы такого передатчика достоверными, однако он считал хадисы такого хорошими. Поэтому бывало так, что называли подобные хадисы слабыми, однако использовали их в качестве довода, поскольку в действительности эти хадисы были хорошими”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 3/243.
И имам аз-Захаби сказал: “Часто говорили о людях: «Не сильный передатчик» однако, опирались на них”. См. “аль-Мукъаддима аль-Маукъиза” 319.
Ибн Аби Хатим, приведя высказывания имамов, считавших Хишама слабым, завершил его биографию словами своего отца – Абу Хатима: “Мекканец, чьи хадисы следует записывать”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 9/53.
Отрицающие достоверность этого сообщения заявили, что слова Абу Хатима: «Его хадисы следует записывать» не указывают на то, что такой передатчик является тем, на кого можно опираться, более того, они говорят, что этими словами Абу Хатим наоборот посчитал Хишама слабым. С этим утверждением можно было бы согласиться, но в том случае, если бы они упомянули о том, что на самом деле слова Ибн Аби Хатима о передатчике: «Его хадисы следует записывать» имамы поясняли так, что такой передатчик хоть для него и слабый, его хадисы можно брать в расчёт в случае усиливающих свидетельств.
Более того имам аз-Захаби говорил, что те передатчики, о которых говорится: «Его хадисы следует записывать» или «Нет в нем проблем» или «Шейх», тот это ближе к та’дилю, а не к джарху. См. “аль-Мугъни” 1/4.
Поэтому имамы аль-Бухари и Муслим использовали некоторые хадисы Хишама ибн Худжайра в своих сборниках «ас-Сахих» в качестве свидетельств, как например, известный хадис у аль-Бухари и Муслима: «Однажды пророк Сулейман ибн Дауд, мир им, сказал: “Клянусь, что обойду я сегодня за ночь семьдесят жен, каждая из которых дарует мне мальчика, который будет сражаться на пути Аллаха!” Когда же ему сказали: “Скажи: «Ин ша-Аллах»”, он забыл и не сказал это. И никто из его жен не забеременела, кроме одной, которая родила ребенка с половиной тела. И если бы он сказал “инша-Аллах”, то его желание бы осуществилось». аль-Бухари 3424, 6639, Муслим 1654 (23).
И всё это при том, что были имамы, которые считали Хишама ибн Худжайра надёжным в основе, чьи хадисы принимаются в любом случае.
Так, например, Ибн Са’д о Хишаме сказал: “Он был надежным передатчиком”.
Сказал ас-Саджи о нём: “Он правдивый передатчик”.
Сказал аль-‘Иджли о нём: “Надёжный, приверженец Сунны”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 11/33-34.
Также и Ибн Шахин назвал его надёжным в своей книге «ас-Сикъат» 344.
А что касается слов сторонников ослабления асара Ибн ‘Аббаса, что Хишама называли надёжным только лишь имамы, имевшие послабление, то с этими словами нельзя соглашаться. Ведь из числа тех, кто имел послабление в усилении передатчиков назвал Хишама надёжным только Ибн Хиббан, который считал неизвестных передатчиков надежными.
Что же касается аль-‘Иджли, то о том, что он как и Ибн Хиббан имел послабление в этом вопросе, высказывались в основном некоторые современные учёные, а до них только Ибн аль-Уазир, тогда как ранние имамы такого о нём не говорили, более того, опирались на его слова.
А что касается таких имамов, как Ибн Са’д и ас-Саджи, то обладатели знания включали их в число справедливых имамов, высказывавшихся о передатчиках без послабления и чрезмерности. И несмотря на разногласия в отношении Ибн Шахина, аз-Захаби включал его в число имамов, на слова которых в вопросах джарха и та’диля следует опираться, прировняв его к ад-Даракъутни.
Также хорошо известно каждому, кто знаком с наукой хадисоведения, как об этом говорил шейх аль-Альбани, что когда мнение ранних имамов относительно надежности передатчиков соответствовало мнению таких более поздних имамов-исследователей, как аз-Захаби или Ибн Хаджар, которые в своих трудах подытоживали спорные слова имамов о передатчиках, то это также усиливало положение передатчика, касательно которого были разногласия. А что касается Хишама ибн Худжайра, то имам аз-Захаби, несмотря на то, что упомянул слова Ахмада о нём: «Не сильный рассказчик», сказал про него: «Он надёжный передатчик». См. “аль-Кашиф” 2/335.
Итак, передатчика Хишама ибн Худжайра считали надёжным такие имамы, как Ибн Шубрума, Ибн Са’д, ас-Саджи, аль-‘Иджли, Ибн Шахин, Ибн Хиббан, аз-Захаби и др.
И даже если принять в отношении него только слова ослабивших его имамов, они не считали его хадисы отвергаемыми, а напротив, указали на то, что его передача усиливается другими подобными. А что касается Хишама, то он не уединился в передаче от Ибн Аббаса в толковании аята о суде, что речь идёт о малом неверии. И по этой причине достоверность этого асара Ибн ‘Аббаса: «Куфр дуна куфр» подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др.
Более того, на это сообщение опирались практически все ранние имамы, приводя его в довод, считая его достоверным, о чём ин ша-Аллах также пойдет речь далее.

Вторая причина, которую сделали доводом на слабость этого сообщения Ибн ‘Аббаса состоит в том, что якобы Хишам пошел в противоречие тем передатчикам, которые были надежнее него, и которые передали слова Ибн ‘Аббаса в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», что он сказал: “Это куфр”, и не упомянул о том, что это малый куфр. И по этой причине они заявляют, что Хишам был единственным, кто передал с таким смыслом слова Ибн ‘Аббаса.
Все эти аргументы подобны предыдущим, более того, ответ на эти заявления ин ша-Аллах укрепит и усилит лишь то, что было ответом на первое обвинение.
Что касается их слов, что Хишам ибн Худжайр был единственным, кто передал от Ибн ‘Аббаса такой смысл, то как уже было упомянуто, это либо ложь, либо не знание действительности в данном вопросе. Напротив, с подобным значением передаются много сообщений от Ибн ‘Аббаса через совсем другие иснады, в которых нет Хишама ибн Худжайра.
Так, например, передал Суфьян ас-Саури от Ибн Тауса, передавшего со слов своего отца: “Когда Ибн ‘Аббаса спросили об аяте: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», он сказал: «Это для него неверие, однако, неподобно тому, кто проявил неверие в Аллаха и в Судный день»”. См. “Тафсир ас-Саури” 241.
Иснад этого асара подобен солнцу. Все его передатчики – это надёжные имамы ахлю-Сунна!
- Суфьян ас-Саури – бесспорный имам.
- Ибн Таус – сын имама Тауса по имени ‘Абдуллах – имам, мухаддис, надёжный.
- Таус ибн Кейсан – великий факъих из числа больших таби’инов и ближайший ученик Ибн ‘Аббаса.
Так что же ещё надо беспристрастным людям, стремящимся к истине?! Одним только этим асаром можно ставить жирную точку в этом вопросе.

‘Абдуллах ибн Салих передал со слов Му’ауии ибн Салиха, который передал от ‘Али ибн Аби Тальхи, что Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: “Тот, кто отрицает то, что ниспослал Аллах, тот впал в неверие. А тот, кто признает это, но не судит по этому, тот несправедливый и нечестивый!” ат-Табари 6/166, Ибн Аби Хатим 4/1142.
Все передатчики этого сообщения надёжные и достойные доверия. Иснад этого сообщения является хорошим. См. “Къурратуль-‘уюн” 71.
Среди имамов есть разногласие, слышал ли ‘Али ибн Аби Тальха хадисы от Ибн ‘Аббаса или нет.
Что касается самого ‘Али ибн Аби Тальхи, то практически все имамы считали его надёжным, за исключением аль-Фасауи, который назвал его отвергаемым по причине его мазхаба в дозволении выхода против несправедливых правителей.
А что касается того, что он не застал Ибн ‘Аббаса, а значит не мог слышать от него, то имам Абу Джа’фар ан-Наххас сказал: “Те, кто высказываются плохо об ‘Али ибн Аби Тальхе говорят, что он не слышал от Ибн ‘Аббаса, и что он взял тафсир от Муджахида и ‘Икримы, а не напрямую от Ибн ‘Аббаса. Эти слова на самом деле не являются упрёком, поскольку ‘Али ибн Аби Тальха взял тафсир от двух надёжных людей, и сам он был надежным и правдивым!” См. “ан-Насих уаль-мансух” 75.
Сказал имам ат-Тахауи: “Мы приняли хадисы ‘Али ибн Аби Тальхи от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, несмотря на то, что он не застал Ибн Аббаса по той причине, что его передача от него для обладателей знания считается иснадом. Ведь он взял книгу, в которой были эти хадисы от Ибн ‘Аббаса, которые передали Муджахид и ‘Икрима”. См. “Шарх мушкиль аль-асар” 5/464.
Хафиз ас-Суюты писал: “Некоторые сказали, что Ибн Аби Тальха не слышал от Ибн ‘Аббаса тафсира, а взял тафсир от Муджахида и Са’ид ибн Джубайира. Хафиз Ибн Хаджар говорил, что он надежный передатчик, и нет в этом упреке ничего серьезного”. См. “аль-Иткъан” 2/188.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Сам ‘Али (ибн Аби Тальха) правдивый, но не застал Ибн ‘Аббаса. Однако он перенял тафсир Ибн ‘Аббаса от надёжных его учеников. По этой причине аль-Бухари, Ибн Аби Хатим и другие опирались на эту его книгу”. См. “аль-‘Уджаб” 1/207.
Но даже если сказать, что в книге ‘Али ибн Аби Тальхи от Ибн ‘Аббаса есть как достоверные, так и слабые сообщения, которые противоречат тому, что передаётся от Ибн ‘Аббаса через достоверный иснад, то в данном случае он не передал того, что противоречило бы другой передачи от Ибн ‘Аббаса. Напротив, он передал от него именно то, что достоверно передаётся по данному вопросу от него другими имамами.
И даже если сказать, что данный асар является прерванным между ‘Али ибн Аби Тальхой и Ибн ‘Аббасом, то он однозначно усиливается другими подобными асарами от Ибн ‘Аббаса, и даже тем же асаром, что передавал Хишам ибн Худжайр.
Кстати, исследователь тафсира Ибн Аби Хатима назвал иснад этого асара достоверным. См. “Тахкыкъ Тафсир Ибн Аби Хатим” 5/103.

Также сообщается, что Тауус рассказывал: “Я спросил Ибн ‘Аббаса: “Кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, тот неверный?” Он сказал: «Это неверие не подобно неверию в Аллаха, в Его ангелов, Писания, пророков и в Судный день!»” ат-Табари 10/355, Ибн Батта 2/735.
Это сообщение приводит аль-Хасан со слов Абу Усамы, передавшего от Суфьяна, передавшего от Ма’мара, передавшего от Ибн Таууса.
Все передатчики этого сообщения надежные и правдивые, и это сообщение достоверное.
Однако сторонники обратного мнения привели слова имама Ибн Са’да об Абу Усаме, которого звали Хаммад ибн Усама, что он назвал его правдивым, однако занимавшимся тадлисом (подтасовкой хадисов).
На самом же деле Ибн Са’д был единственным, кто обвинил Абу Усаму в том, что он занимался тадлисом, и плюс к этому он не привел на это обвинение довода. По этой причине эти слова не приняли от него. Хафиз Ибн Хаджар сказал об Абу Усаме: “Он был из числа надежных имамов, в чьей правдивости были единогласны!” См. “Хадью-ссари” 399.
А имам аз-Захаби сказал: “Абу Усама – один из числа достойных передатчиков, и эти слова о нём (что он занимался тадлисом) – ложь!” См. “аль-Мизан” 1/588.
Таким образом, это сообщение также является достоверным, не имеющим обоснованных упреков.

Также передается от Ибн ‘Аббаса с другим иснадом, что в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», он сказал: “Это куфр, который не выводит из религии!” ат-Табари 6/256, Ибн Наср 574.

Также от ‘Ата ибн Аби Рабаха сообщается, что Ибн ‘Аббас в отношении трёх аятов: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными» (аль-Маида 5: 44); «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми» (аль-Маида 5: 45); «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (аль-Маида 5: 47); сказал: “Это неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/97, “ад-Дур аль-мансур” 3/87.

Все эти асары от Ибн ‘Аббаса по своему смыслу подобно асару: «Неверие меньше неверия». И все они ясно указывают на то, что Ибн ‘Аббас - величайший из толкователей Корана и сподвижников толкует значение слова «неверные» в этом аяте, как малый куфр, не выводящий из религии!
Но даже если кто-то и скажет о том, что в некоторых этих асарах есть слабые передатчики, то в совокупности эти сообщения усиливают друг друга, в чем не может быть никаких сомнений. Ведь среди передатчиков этих сообщений нет ни одного, кого бы обвиняли во лжи, нечестии или тадлисе. Если среди них и были те, кого считали слабым, то речь шла лишь о слабой памяти или же путанице в хадисах и т.п. А хорошо известно, что слабые сообщения усиливают степень достоверности друг друга, если среди передатчиков нет тех, кого обвиняли во лжи, фальсификации или нечестии. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
И это ещё при том, что среди сообщений на эту тему есть такие предания, достоверность иснада которых подобно солнцу!
Поэтому нам стало ясно, что Хишам не был единственным, кто передал сообщение от Ибн ‘Аббаса со смыслом: «Куфр дуна куфр».

Ответ на то, что Ибн ‘Аббас истолковал аят, как большой куфр

Что касается аргументации сообщением, в котором говорится, что Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: “Это неверие”, что упомянул Ибрахим, то это явный тадлис! Никто из тех, кто приводил этот аргумент, не привел до конца данное сообщение, которое передается со слов сына Таууса, который после слов Ибн ‘Аббаса: “Это куфр”, пояснил: “Однако это не подобно куфру по отношению к Аллаху, Его ангелам, Писаниям и посланникам!” См. “Тафсир ат-Табари” 6/256, “Та’зыму къадри-ссаля” 570.
Так где же искренность и богобоязненность, о Ибрахим?! Неужели во что бы то ни стало нужно доказывать свое убеждение, даже если оно основано на искажении и лжи?! Ведь сын Таууса лучше тебя и тех, на кого ты опираешься, знал мазхаб Ибн ‘Аббаса, тем более от его отца – Таууса, который был учеником Ибн ‘Аббаса передается также, что он говорил: “Это не куфр, выводящий из религии!” ат-Табари 6/166, аль-Маруази 2/522. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/114.
А также от самого Ибн ‘Аббаса передаются такие же слова, которые упомянул сын Таууса: «Это неверие не подобно неверию в Аллаха, в Его ангелов, Писания, пророков и в Судный день», что уже приводилось, и достоверность чего доказывалась.
Также и другой великий имам из числа саляфов пояснял, что за вид куфра подразумевал Ибн ‘Аббас в толковании аята о суде:
Передав слова Ибн ‘Аббаса, который в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: «Это не куфр, к которому вы склоняетесь», Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Т.е. это не куфр, выводящий из религии”. аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/105.
Более того, как уже упоминалось, этот же асар передал Суфьян ас-Саури от Ибн Тауса,передавшего со слов своего отца Тауса: “Когда Ибн ‘Аббаса спросили об аяте: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», он сказал: «Это для него неверие, однако, не подобно тому, кто проявил неверие в Аллаха и в Судный день»”. См. “Тафсир ас-Саури” 241.
И в нём ясно сказано, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, а не Таусу или его сыну.
Так кому же нам следует доверять в понимании явных слов и мнения Ибн ‘Аббаса, его ученикам и великим саляфам, или же некоторым современникам, которые не стоят даже их ногтя?! И это при том, что сами слова Ибн ‘Аббаса предельно ясны в этом вопросе и не нуждаются в каких-то толкованиях:
- “Это - неверие меньше неверия”. Ибн Наср аль-Маруази в “Та’зыму къадри-ссаля” 2/521, аль-Хаким 2/313.
- “Тот, кто отрицает то, что ниспослал Аллах, тот впал в неверие. А тот, кто признает это, но не судит по этому, тот несправедливый и нечестивый!” ат-Табари 6/166, Ибн Аби Хатим 4/1142.
- “Это неверие не подобно неверию в Аллаха, в Его ангелов, Писания, пророков и в Судный день”. ат-Табари 10/355, Ибн Батта 2/735.
- “Это куфр, который не выводит из религии”. ат-Табари 6/256, Ибн Наср 574.
- “Это для него неверие, однако, неподобно тому, кто проявил неверие в Аллаха и в Судный день”. См. “Тафсир ас-Саури” 241.
- “Это неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/97, “ад-Дурр аль-мансур” 3/87.

Более того, толкование аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», что в нем речь идет о малом куфре, достоверно передается и от других известных последователей (таби’ун) – учеников Ибн ‘Аббаса, помимо Таууса.
Так, например, сообщается, что ‘Ата в отношении этого аята говорил: “Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия и несправедливость меньше несправедливости!” ат-Табари 6/165, Ибн Батта 2/735. Иснад этого сообщения достоверный.
Однако невежественный псевдо-исследователь Ибн ‘Абдуль-Маннан об этом асаре заявил, что Ибн Джурайдж известен своим тадлисом и он не слышал от ‘Ата.
О если бы этот человек обращался к имамам науки хадисоведения, не довольствуясь тем, что смог познать самостоятельно!
Да, Ибн Джурайдж известен своим тадлисом, однако как раз то, что передает Ибн Джурайдж от ‘Ата принимается, ибо он слышал его слова, о чем говорил сам: “Если я говорю: «Сказал ‘Ата», то значит, я слышал от него!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 6/406.
Т.е. передача Ибн Джурайджа от ‘Ата в любом случае является достоверной, даже через ‘ан‘ана.
Также подобное толкование этого аята передается от таких учеников Ибн ‘Аббаса, как Муджахид и ‘Икрима. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/522, “аль-Иман” 36, “Ахбаруль-къуда” 1/43.
Таким образом, дорогие мусульмане, толкование Ибн ‘Аббаса «Куфр дуна куфр» достоверное, и если это сообщение не достоверное, то что тогда является достоверным?!
А для того, чтобы поставить на этом сомнении большую точку, приведём слова ранних имамов, которые опирались на эти сообщения Ибн ‘Аббаса и приводили их в качестве аргументации.

Слова великих саляфов и признанных имамов, опиравшихся на асар Ибн ‘Аббаса и использовавших его в качестве довода

- Имам Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям (157-224 г.х.) сказал: “Что касается слов Аллаха: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», то Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие не выводит из религии». Так же сказал и ‘Ата: «Это неверие, которое меньше неверия!»” См. “Китабуль-иман” 47.
- Также среди тех, кто опирался на асары Ибн ‘Аббаса, Тауса и ‘Ата о том, что в аяте речь о куфре меньше куфра – это имам ахлю-Сунна уаль-джама’а – Ахмад ибн Ханбаль (164-241 г.х.):
Исма’иль ибн Са’ид сказал: “Когда Ахмаду упомянули о словах Ибн ‘Аббаса и спросили: «О каком виде куфра идёт речь?» Он ответил: «Это куфр, который не выводит из религии. Это подобно иману, в котором некоторые положения меньше других, точно также и куфр, пока не будет такого вида положения куфра, в котором нет разногласий»”. Ибн Раджаб в “Фатхуль-Бари” 1/139.
Когда Ахмада спросили: “О каком неверии говорится в этом аяте?”, он ответил: “О неверии, которое не выводит из религии”, опираясь при этом на асары от Тауса и ‘Ата. См. “Суалят Ибн Хани” 2/192, “Суъалят Аби Дауд” 114.
- Имам Ибн Наср аль-Маруази (202-294 г.х.), разъясняя то, что куфр подразделяется и бывает не выводящий из Ислама, сказал: “И об этом слова Ибн ‘Аббаса об аяте: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»”. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/520.
- Разъясняя хадис о том, что сражение с мусульманином – это куфр и что под куфром в этом случае не идёт речь о неверии, выводящем из религии, имам ат-Тирмизи (209-279 г.х.) сказал: “Сообщается от Ибн ‘Аббаса, Тауса, ‘Ата и других обладателей знания, что они говорили: «Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия»”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2634.
- Также на это толкование от Ибн ‘Аббаса опирался имам толкователей Корана – Ибн Джарир ат-Табари (224-310 г.х.), который сказал: “Каждый, кто не судит на основании ниспосланного Аллахом, отрицая это, тот по отношению к Аллаху кафир, как это сказал Ибн ‘Аббас!” См. “Тафсир ат-Табари” 6/259.
- Имам Ибн аль-Мунзир (241-318 г.х.) сказал: “Поистине, Ибн аль-Мубарак слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто поклялся кем-либо помимо Аллаха, тот впал в куфр» истолковал так, что речь шла об устрашении, а не о реальном куфре. Это подобно тому, что передаётся от Ибн ‘Аббаса, который в отношении Слов Аллаха: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: «Они по этой причине впали в неверие, однако, они не подобным тому, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писание и посланников». Также сказал и ‘Ата: «Это неверие которое меньше неверия»”. См. “аль-Аусат” 12/147.
- Имам Абу Бакр аль-Джассас (3-5-370 г.х.) сказал: “О Словах Аллаха: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», Ибн ‘Аббас сказал: «Это касается того, кто отрицает суд Аллаха»”. См. “Ахкам аль-Къуран” 2/548.
- Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр (368-463 г.х.) говорил: “Было сказано: «Это не куфр, который выводит из религии, если судит не по закону Аллаха мусульманин до тех пор, пока он не проявит куфр по отношению к Аллаху, в Его ангелов, Писания, пророков и в Судный день». И это толкование передается от многих ученых, среди которых Ибн ‘Аббас, Тауус и ‘Ата”. См. “ат-Тамхид” 5/74.
- Хафиз аль-Байхакъи (384-458 г.х.) сказал: “То, что мы передали от аш-Шафи’и и других имамов относительно такфира приверженцев нововведений, то под этим они подразумевали куфр меньше куфра. Это как Слова Аллаха Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными». Сказал Ибн ‘Аббас: «Это не куфр, к которому вы склоняетесь (большой), поистине, этот куфр не выводящий из религии, это куфр меньше куфра»”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 10/350.
- Имам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани (426-489 г.х.) сказал: “Ибн ‘Аббас сказал, что относительно мусульман, смысл этого аята: «Куфр дуна куфр» (Неверие меньше неверия). Знай, что хариджиты опираясь на этот аят говорят, что кто не судит по тому, что ниспослал Аллах являются неверными. А ахлю-Сунна говорит, что не становится неверным тот, кто оставит суд!” См. “Тафсир ас-Сам’ани” 2/42.
- Имам аль-Багъауи (433-516 г.х.) говорил: “Сказал Ибн ‘Аббас, а также Тауус: «Это куфр, не выводящий из религии!»” См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/61.
- Имам аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, отвергая Коран и отрицая слова посланника (мир ему и благословение Аллаха), тот кафир, как это сказал Ибн ‘Аббас и Муджахид!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/190.
- Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Сказал Ибн ‘Аббас и другие саляфы в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»: «Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия и несправедливость меньше несправедливостиИ об этом упоминали Ахмад, аль-Бухари и другие”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/522.
- Что же касается того, что об этом говорил и имам аль-Бухари, то шейхуль-Ислам подразумевает название одной из глав в своем Сахихе имамом аль-Бухари: «Куфран ‘ашир уа куфр дуна куфр».
- Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается слов автора (аль-Бухари): «Куфр дуна куфр», то он тем самым указывает на сообщение, которое приводит Ахмад в «аль-Иман», что передаётся от ‘Ата ибн Аби Рабаха и других”. См. “Фатхуль-Бари” 1/105.
- Также и ас-Суюты в примечаниях к Сахиху аль-Бухари, к словам: «Куфр дуна куфр» сказал: “Это слова сообщения, что приводит Ахмад в «аль-Иман», которое передает ‘Ата ибн Аби Рабах”. См. “ат-Тауших шарх аль-Джами’ ас-сахих” 1/193.
Также хафиз Ибн Хаджар, в комментарии к другой главе, которую имам аль-Бухари назвал: «Зульм дуна зульм» (Несправедливость меньше несправедливости) сказал: “Этот заголовок является хадисом, который передает имам Ахмад в “Китаб аль-иман” от ‘Ата. Также это передается через версию Таууса со слов Ибн ‘Аббаса с тем же смыслом в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»”. См. “Фатхуль-Бари” 1/109.
- Хафиз Ибн Раджаб о словах имама аль-Бухари: «Куфр дуна куфр» сказал: “Этими словами он имеет ввиду, что некоторые грехи именуются куфром, однако под этим не идет речь о куфре, выводящем из религии. Это как слова Ибн ‘Аббаса, который в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: «Это не куфр, к которому вы клоните, и это не куфр, который выводит из религии! Это куфр дуна куфр!» Данное сообщение привел аль-Хаким и сказал: «Иснад его достоверный». Также от Ибн ‘Аббаса в отношении этого аята передаются и другие слова: «Это неверие, однако, не неверие подобное неверию в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников и в Судный день!» Также говорили ‘Ата и другие: «Куфр дуна куфр»”. См. “Фатхуль-Бари” 1/137-138, Ибн Раджаба.
- Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Ибн ‘Аббас говорил: «Неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия»”. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/335.
- Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» писал: “Ибн ‘Аббас сказал: «Неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия». Это является большой несправедливостью, если считать дозволенным это (суд не на основании шариата), и является большим грехом, если совершать это без дозволения этого!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 296.
- Кстати, обратите также внимание на слова этих имамов, которые приводят обсуждаемое толкование Ибн ‘Аббаса в утвердительной, а не в неопределенной форме, говоря: «Ибн ‘Аббас сказал…».
- Прекрасно известно в науке хадисоведения, как это разъяснил имам ан-Науауи, что когда имамы используют в отношении хадисов или каких-либо сообщений неопределенные выражения, как «передается», «сказано» или «сообщается», то это указывает на то, что они либо считают подобные сообщения слабыми, либо сомневаются в их достоверности. Однако, когда достоверность сообщения не вызывается сомнений, это говорится в утвердительной форме, как: «сказал», «сделал» и т.д. См. «аль-Маджму’» 1/63.

О мусульмане, задумайтесь! Разве можно себе представить, что все упомянутые имамы этой общины находились в полном заблуждении и неведении относительно этого сообщения от Ибн ‘Аббаса, а те несколько современников, чьи имена упоминались, были на истине?! Имам аш-Шатыби говорил: “Последующее поколение не явится с лучшим руководством, чем то, которое было у первых поклонений! И они не будут знать шариат лучше первых поклонений!” См. “аль-Мууафакъат” 3/402.
Шейх аль-Альбани про обсуждаемый асар Ибн ‘Аббаса сказал: “Это ломает хребет джама’ату такфир и им подобным, впавшим в крайность”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/135.
Слова имамов, опиравшихся на это сообщение Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода, можно цитировать ещё довольно долго. Но коротко можно упомянуть, что также на эти слова Ибн ‘Аббаса опирались такие имамы нашей уммы, как:
- аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/313;
- Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/723;
- Абу Хайян в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит» 3/492;
- аль-Уахиди в «аль-Уасыт» 2/191;
- Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своем тафсире «Ахкамуль-Къуран» 2/624;
- Ибн аль-Джаузи в своем тафсире «Задуль-масир» 2/366;
- аль-Хазин в своем тафсире 1/310.
- Ибн Касир в своем тафсире «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» 2/64;
- Джамалюддин аль-Къасими в своем тафсире «Махасин ат-тауиль» 6/199;
- Сыддыкъ Хасан Хан в «Найлюль-марам» 2/472;
- Мухаммад Амин аш-Шанкъити в своем тафсире «Адауауль-баян» 2/101;
- Ахмад Шакир в «Та’ликъ ‘аля Тафсир ат-Табари».
- Ибн Баз в своих фатауах «Маджму‘уль-фатауа» 3/990;
- Ибн ‘Усаймин в «Фитнату-ттакфир» 68.
- аль-Альбани, сказавший: “От саляфов в толковании этого аята пришло: «Куфр дуна куфр». И это достоверно передается от Ибн ‘Аббаса!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/109.
- Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) в «Фатауа аль-Ляджна» № 5226.

На основании всего сказанного становится вполне ясно, почему шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Когда те, кто впал в заблуждение в отношении такфира (обвинения в неверии) были недовольны этим сообщением Ибн ‘Аббаса, они сказали: «Это предание неприемлемо, и оно недостоверно от Ибн ‘Аббаса». Следует им сказать: Как же оно недостоверно, если его принимали и опирались на это сообщение те, кто выше вас, достойней вас и знающей вас в хадисах?! А вы говорите: «Мы его не принимаем!»
Но допустим, что дело обстоит именно так, как вы говорите, что это сообщение от Ибн ‘Аббаса не достоверно. Однако у нас имеются другие тексты Корана и Сунны, которые указывают на то, что нечто именуется куфром, но речь идет не о куфре, выводящем из религии! Например, в хадисе сказано: «Две вещи в моей общине являются куфром: ругань происхождения и причитание над умершим!»
Эти две вещи не выводят из религии, в чем нет никаких сомнений. Однако, как говорится: Недостаточное знание, а также слабость в понимании общих шариатских правил, являются тем, что порождает это заблуждение! И также к этому можно добавить еще одну вещь, а это – плохое намерение, что порождает неправильное понимание. Ведь человек когда что-то хочет, он начинает обращать все свое понимание на то, что желает, а затем начинает искажать тексты под это. Поэтому из числа известных правил ученых было следующее: «Сначала разбери довод, а потом строй на нем ‘акъиду, но не бери себе ‘акъиду, после чего начнешь искать под нее довод!»
Таким образом, причин порождения заблуждения три, а это:
1. Недостаточность знания;
2. Слабое понимание шариатских общих правил;
3. Плохое понимание, основанное на плохом намерении.
А что касается сообщения от Ибн ‘Аббаса, то нам достаточно того, что такие великие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и другие, все они опирались на него, принимали и передавали его. И это сообщение достоверное
!” См. “Фитнату-ттакфир” 68-69.
Тут кстати есть опасность, что Ибрахим и его приспешники могут обвинить шейха Ибн ‘Усаймина в том, что он аргументируется фуляном и фуляном, что они считают качеством умственно отсталых фанатиков, ссылаясь при этом на аль-Гъаззали.
На самом же деле, эти слова подходят к самому Ибрахиму, который строит какие-то убеждения и целые основы на сомнительных, а зачастую явно необоснованных вещах!

Шейх Салим аль-Хиляли, процитировав имена многих ранних имамов, опиравшихся на это толкование Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода, сказал: “О дорогой читатель! Разве может разумный мусульманин подумать, что все эти великие ученые были из числа тех, кто допускал послабление в этой науке (хадисоведения) или же слепо подражающими, а этот Ибн ‘Абдуль-Маннан и его шейх – два имама муджтахида, сказавшие истину?!” См. “Къурратуль-уюн” 95.

В завершении еще раз хочется отметить, что сообщение от Ибн ‘Аббаса: «Куфр дуна куфр» в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», является достоверным, в чем не сомневался никто из ранних имамов. Если же кто-то желает опровергнуть это, то пусть приведет высказывание хоть одного раннего имама о том, что это сообщение Ибн ‘Аббаса недостоверно, а иначе нет нужны обращаться к некоторым современникам, оставив признанных имамов всех времен!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3028
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash » 19 мар 2009, 02:49

Ахсант братка)
Джазака-Ллаху хайран уа задака-Ллаху хирсан!

Нам абсолютно не интересно, какого мнения придерживается этот Ибрахим, как и избранные им современники в качестве шейхов. Однако нам нужно и важно знать мнения саляфов и признанных ученых как по этому вопросу, так и по другим.
Только приверженец своей страсти может отбросить слова и мнения более тридцати признанных учёных всех времён, включая саляфов, имамов и признанных шейхов, опиравшихся на этот асар Ибн ‘Аббаса, и последовать за какими-то современниками, пытающимися ослабить или истолковать его!
А слова шейха аль-Альбани про тафсир Ибн ‘Аббаса к аяту о суде, просто бальзам на душу:
“Это ломает хребет джама’ату такфир и им подобным, впавшим в крайность”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/135.



Rashad.Mamedov
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 09:47

Re:

Сообщение Rashad.Mamedov » 12 июл 2014, 11:43

Что ответить тому, кто говорит, что слова Ибн Аббаса в вопросе "куфр дуна куфр" - есть иджтихад?
Шейх Салих аль-Фаузан

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана (хафизаху-Ллах):

"Что ответить тому, кто говорит, что слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в вопросе «Куфр дуна куфр» - это его иджтихад?"

Ответ:
"Это - джахль мураккаб (сложное незнание). Абдуллах ибн ‘Аббас является переводчиком Корана («тарджуман аль-Куръан»), толкователь Корана. Толкование Ибн Аббаса является доводом (худжжа). Потому что, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал дуа за него: «О Аллах, сделай его понимающим религию и научи его толкованию».

См. www.youtube.com/watch?v=En_0zXmVY6M



abu jafar
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar » 01 дек 2019, 02:52

Отличная статья, которая не теряет своей актуальности уже более десяти лет.

Также для пользы хотел бы добавить иджма’ переданный от шейха Ибн ‘Усаймина, что ВСЕ учёные опирались на данный асар от Ибн ‘Аббаса, признавая его:
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Некоторые отрицают то, что передаётся от Ибн ‘Аббаса: «Неверие меньше неверия» (Куфр дуна куфр). Они заявили, что эта передача не является достоверной. Однако некоторые наши ученики исследовали её и сказали, что она достоверная. Все учёные передают эти слова от Ибн ‘Аббаса, подтверждая их смысл, и это предание получило распространение от него”. (Сл. “Тафсир сура аль-Маида” № 7)

Послушать: https://app.box.com/s/4x9nsmgbjmbjpuyimw1sml73e03t1wpy



Ответить