"АЛЬ-ХАИЯ" ИБН АБИ ДАУДА (Шейх Салих аль-Фаузан)

Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1378
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: АЛЬ-ХАИЯ ИБН АБИ ДАУДА (Шейх Салих аль-Фаузан)

Сообщение Абу Саад »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху.

Скачать шарх шейха Фаузана на арабском: Ссылка
Скачать шарх шейха Абду-р-Разакъа аль-Бадра на арабском: Ссылка
Скачать шарх шейха Фаузана на русском языке: Ссылка
Книга завершена по милости Аллаха!



Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 603
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

"АЛЬ-ХАИЯ" ИБН АБИ ДАУДА (Шейх Салих аль-Фаузан)

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

الحافظ أبو بكر بن أبي داوود السجستاني

Хафиз Абу Бакр ибн Аби Давуд ас-Сиджистани (230 г.х. – 316 г.х.)

المنظومة الحائية

Стихотворение «аль-Хаийя



Биография автора:


• Детство:
Автор данного произведения является выдающимся имамом. Его имя ‘Абду-Ллах бин Сулейман бин аль-Аш’ас бин Исхакъ бин Башир аль-Азди, известный как «Ибн Аби Давуд». Его кунья – Абу Бакр. Он является сыном имама Абу Давуда, автора сборника хадисов «Сунан». Абу Бакр ибн Аби Давуд ас-Сиджистани родился в 230-ом году хиджры. Еще в юном возрасте, он много путешествовал с отцом по исламским землям в поисках знаний. Они посетили Хорасан, Исфахан, Багдад, Куфу, Мекку, Медину, Шам, Египет и другие города. Во время этих путешествий он получал и записывал знания, а в итоге он поселился в Багдаде.
Первым ученым (помимо его отца), от которого он взял знание, был Мухаммад бин Аслям ат-Туси. Этим он очень обрадовал отца, так как ат-Туси был выдающимся учёным. Сам Абу Бакр ибн Аби Давуд рассказывал об этом: «Первым, от кого я записал знания, хадисы и это было в 241 году, был Мухаммад бин Аслям ат-Туси. Он был праведным человеком, и мой отец очень обрадовался, когда узнал об этом, и сказал, что мои первые записи о знании были от праведного человека». Абу Бакр говорит, что он видел джаназа Исхакъа бин Рахавейха, умершего в 238-ом году хиджры.


• Высокое стремление к знанию:
С самого детства его отличало рвение к поиску, получению и передаче знания. В подтверждение этого передается от его ученика Абу Хафса ‘Умара бин Шахина, что он слышал как Абу Бакр ибн Аби Давуд говорил: «Я приехал в Куфу для получения знаний о хадисах от ученых Куфы, а у меня был всего один дирхам. Я купил 30 муддов бобов, и это было моей пищей. Я записывал хадисы от Абу Са’ида и от ‘Усмана, записав тысячу хадисов, а за месяц записал 30 тысяч хадисов. Среди них были хадисы с прерванным иснадом и хадисы мурсаль. Я питался этими бобами и записывал от имама Абу Са’ида аль-Ашаджжа. Не успели закончиться эти бобы, как я уже записал 30 тысяч хадисов». См.: «Тарих Багъдад» (9/466). Автор характеризуется как хафиз муткъин (выдающийся знаток), знавший из Сунны очень многое наизусть.
Он рассказывает: «Я по памяти рассказал в Исфахане людям из числа знатоков хадиса 36 тысяч хадисов, и они указали мне на то, что я ошибся в семи из них, но после отъезда я проверил свои записи и увидел, что пять из них я рассказал так, как записано». См.: «Тарих Багъдад» (9/466).
Его ученик Абу Хафс бин Шахин, указывая на силу памяти Абу Бакра ибн Аби Давуда, говорит: «Абу Бакр ибн Аби Давуд годами диктовал нам хадисы, и я не видел в его руках книг». Когда Ибн Аби Давуд уже состарился, он сидел на минбаре, а ниже него на ступеньку сидел его сын Абу Ма’мар, и в руках его была запись о хадисах. Сын говорил: «хадис такой-то», и имам произносил этот хадис наизусть по памяти.


• Его учителя:
Учился у выдающихся имамов того времени, включая своего отца, а также: Саляма бин Шабиб, Ахмад бин Салих, Мухаммад бин аль-Мусанна, Мухаммад бин Башшар, ‘Амр бин ‘Усман аль-Химсы, Исхакъ аль-Каусадж, Мухаммад бин Яхья аз-Зухли, ‘Амр бин ‘Али аль-Фалляс, Йусуф бин Муса аль-Къаттан и многие другие.


• Ученики:
Оставил после себя много учеников, среди которых: Ибн Хиббан, автор «Сахиха», Ибн Аби Хатим, имам Абу-ль-Хасан ад-Даракъутни, Абу Ахмад аль-Хаким, Ибн Батта автор книги «аль-Ибана», Абу Муслим Мухаммад аль-Катиб, Абу Бакр бин Мухаммад аль-Варракъ, Абу Хафс ‘Умар бин Шахин и многие другие.


• Похвальные слова ученых об авторе:
Автор занимает высокое положение в мире исламской науки, поэтому есть много похвальных слов в его адрес со стороны ученых.
Хафиз Абу Мухаммад аль-Халляль сказал: «Был он имамом Ирака, и не было в Ираке в его время никого, кто лучше знал хадисы, чем он».
Хатыб аль-Багдади сказал о нем: «Он был знатоком фикъха, ‘алимом, хафизом, знатоком Сунны» См.: «Тарих Багъдад» (9/464).
Ибн Халликан сказал о нем: «Ибн Аби Давуд из самых крупных хуффазов Багдада, ученый, к которому люди приходили обучаться».
Имам аз-Захаби писал о нём очень много похвальных слов: «Он был из тех, о которых говорят: «Море знаний». Некоторые считали, что он превзошел в знаниях своего отца».
Сказал о нём ад-Даракъутни: «Достойный доверия, надежный».
Сказал Ибн Аби Йа’ля: «Он был сообразительным ученым, хафизом».
Также аз-Захаби упоминает, что Ибн Аби Давуд написал много трудов и стал предводителем ханбалитской школы в Багдаде.


• ‘Акъида (вероубеждение) автора:
Его ‘акъидой была ‘акъида саляфов, асхаб-уль-хадис, последователей Сунны. И труд «аль-Хаийя» является тому наглядным подтверждением. Несмотря на то, что это произведение краткое, в нем автор изложил убеждения, соответствующие пути ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а.
Передано от него, что после написания этого стихотворения он сказал: «Это мои слова, мои убеждения, слова моего отца, это слова наших шейхов, и это слова ученых, которых мы не видели, но как они дошли до нас. Кто скажет, что у меня другие убеждения, тот лжец».
Что касается ложно приписываемых ему некоторых отклонений, то отлично ответил на это шейх аль-Му‘аллими, да одарит его Аллах Своей милостью, в «ат-Танкиль» (1/307-314).


• Его труды:
Это стихотворение – из важнейших трудов, сообщающих о настоящей ‘акъиде ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а. Оно состоит из 33 строк. Называется «Хаийя», потому что все строки заканчиваются на арабскую букву «ха (ح)». Это одна из первых поэм, написанная о вероубеждении ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а. Многие ученые придавали большое значение этой поэме, например Имам аль-Аджурри закончил свою книгу «аш-Шари’а» этой поэмой.
Сказал аз-Захаби: «Эта поэма передана в форме мутауатир (многочисленными путями) от её автора. Её передал аль-Аджурри (ум. в 360 г.х.) и также написал к неё комментарии. Также её передал Абу ‘Абду-Ллах бин Батта в “аль-Ибана”» См.: «аль-‘Улювв» (2/1223).
Также из тех, кто написал к ней разъяснения, был Ибн-уль-Баннаъ. См.: «Зейль табакъат-уль-ханабиля» (1/35) Ибн Раджаба.
Этот имам, относительно заслуг которого единодушны знатоки религии, написал много книг, среди которых: «аль-Муснад», «ат-Тафсир», «аль-Масахиф», «аль-Масабих», «ан-Насих уа-ль-мансух», «Фадаилю-ль-Къуръан», «аль-Ба’с уа-н-нушур», «Шари’ату-т-тафсир». Также упоминали, что к его книгам относится книга «ас-Сунан», которую он показал имаму Ахмаду бин Ханбалю и он одобрил её и посчитал отличной, и это не та книга, которая принадлежит его отцу и известная как «Сунан Абу Давуда».


• Конец жизни:
Умер Ибн Аби Давуд, да одарит его Аллах Своей милостью, в Багдаде в месяце Зуль-хиджжа в 316 г.х. в возрасте 87 лет.
Сообщается, что погребальный намаз по нему совершило около трёхсот тысяч человек или даже более. Оставил после себя трёх сыновей: ‘Абду-ль-А'ля, Мухаммад и Абу Ма’мар ‘Убайду-Ллах и пять дочерей, да простит Аллах его и всех мусульман.

Источники его биографии: «Тазкират-уль-хуффаз» (7/767) аз-Захаби, «Тарих Багъдад» (9/464) Хатыба аль-Багъдади, «Сийар а’лям ан-нубаля» (13/221) аз-Захаби, «Табакъату-ль-ханабиля» (2/51) Къады Ибн Аби Йа’ля, «Лисан-уль-мизан» (3/293) хафиза Ибн Хаджара, «аль-Макъсад-уль-аршад» (2/34) Ибн Муфлиха, «аль-Камиль» (6/735) Ибн-уль-Асира и др.





Сказал имам Абу Бакр ибн Аби Давуд, да одарит его Аллах Своей милостью:

1. Держись за вервь Аллаха и следуй прямому руководству
Не будь последователем нововведений, быть может, ты будешь счастлив
2. Исповедуй религию по книге Аллаха и преданиям сунны, которые
Дошли от посланника Аллаха, и тогда спасёшься, и получишь прибыль
3. И говори: «Не сотворено слово Властелина нашего»
Таково убеждение богобоязненных, о чём они заявляют во всеуслышание
4. И не будь в числе тех, кто воздерживается в суждении о Коране,
Как это говорят последователи Джахма, допуская послабление
5. Не говори, что произношение Корана сотворено,
Поистине, Речь Аллаха разъясняется произношением
6. И говори: «Аллах покажет Себя пред творениями явно»
Подобно тому, как полная луна не сокрыта, а Господь твой будет виден еще яснее
7. И Он не рожденный и не родивший, и нет Ему подобного
Превознесен Тот, кто благословляется непричастностью к порокам
8. Отрицает джахмит лицезрение, но у нас
В подтверждение наших слов есть ясный хадис
9. Передал его Джарир со слов Мухаммада
Так говори же то, что сказал он и достигнешь успеха
10. Также джахмит отрицает десницу Аллаха
В то время как обе руки Его даруют щедроты
11. И скажи: «нисходит Могучий (аль-Джаббар) каждую ночь».
Не задавай вопроса: «как?», ибо велик Единственный (аль-Уахид), восхваляемый
12. На ближайший ярус, даруя по милости Своей
И разрываются двери небес и раскрываются
13. И говорит: «О, есть ли просящий прощения - он найдет Прощающего (Гъафир),
Есть ли тот, который молит о дарении ему блага и удела - он будет одарен!»
14. Это передали люди, чей хадис не отвергается
Да понесут урон те, кто назвал их лжецами и да будут обезображены
15. И скажи: «Лучшие люди после Мухаммада -
Это два его помощника, а затем ‘Усман, согласно более весомому мнению
16. Четвертый из них - лучший из людей после них -
‘Али союзник добра, достигший блага»
17. Они - группа, в которой нет сомнения
На скакунах аль-Фирдауса которые, со светом вольно скачут
18. Са’ид, и Са’д, и бин ‘Ауф, и Тальха,
А также ‘Амир Фихри и аз-Зубейр, удостоившийся похвалы
19. И говори лучшие слова по поводу всех сподвижников
И не будь порочащим, хуля и очерняя
20. Ибо об их достоинстве сказали ясные откровения
И в (суре) «Аль-Фатх» есть аяты, хвалящие сподвижников
21. И в предопределении будь убежден, ведь поистине
Это опора ожерелья религии, а религия обширна
22. Не отвергай по невежеству своему Накира и Мункара
И не отрицай водоем и весы, таков искренний совет тебе
23. И скажи: «Выведет Великий Аллах по своей милости из огня тела,
Представляющие собой угли, которые будут брошены
24. У реки в аль-Фирдаусе и оживлены будут ее водой
Подобно семенам, которые несёт полноводный поток».
25. И, поистине, посланник Аллаха для людей будет заступником,
И cкажи: «Мучения в могиле — это истина разъяснённая».
26. Не обвиняй в неверии молящихся, даже если они грешат.
Все они грешат, но Владыка Трона прощает.
27. Не имей убеждений хариджитов, ибо
Эти убеждения для тех, кто желает гибели и позора
28. И не будь мурджиитом, играющим со своей религией!
Поистине, мурджиит забавляется над своей религией.
29. И говори: «Поистине, иман — это слово, намерение
И дело, как ясно об этом заявил пророк.
30. Иногда вера уменьшается из-за грехов, а иногда
Благодаря подчинению возрастает и на Весах перевешивает»
31. Оставь мнения людей и их высказывания,
Ибо слова посланника Аллаха чище и более разъясняющие
32. И не будь одним из тех, кто играет со своей религией,
Ругая последователей хадиса и умаляя их достоинства
33. Если ты будешь иметь правильное убеждение в течении всей жизни,
О, мой товарищ, ты будешь находиться во благе ночью и днём!»


Сказал шейх ‘Абд-ур-Раззакъ аль-Бадр, да хранит его Аллах: «Приводится в конце книги «ас-Сунна» Ибн Шахина после завершения книги, цитирование этой поэмы с добавлением 7 бейтов после бейтов в поэме «аль-Хаийя», в которых упоминаются десятеро обрадованных раем. В итоге общее количество составило 40 бейтов. Добавленные бейты следующие:

• И в отношении двух внуков Посланника Аллаха и двух сыновей Хадиджи
И Фатыма - обладательница чистоты, достойная похвалы
• И ‘Аиша - мать правоверных и наш дядя Му’авия
Какой он щедрый, благородный, великодушный
• И ансары его и мухаджиры те, которые оставили свои дома
И своей помощью от обжигания адского пламени были отдалены
• После них таби’ины, потому что они хорошо взялись за путь сподвижников
В словах своих и действиях и достигли счастья
• И Малик, и ас-Саури, а затем их брат
Абу ’Амр аль-Ауза’и — много прославляющий Аллаха
• А после них аш-Шафи’и и Ахмад - два имама прямого пути
Из числа тех, кто последовал за истиной
• Они — люди, которых Аллах простил,
Посему люби их, и тогда ты возрадуешься


И нет сомнения в том, что эти добавленные 7 бейтов не принадлежат перу Ибн Аби Давуда, да одарит его Аллах Своей милостью, потому что все его ученики, передавшие эту поэму не упоминали эти 7 бейтов. И среди них – Ибн Шахин, через которого передал эту поэму аз-Захаби, и в этой передаче также нет этих добавленных бейтов.
Однако, ас-Саффарини в своих комментариях к этому труду, указал на то, что 3 из этих бейтов добавил Ибн-уль-Баннаъ, да одарит его Аллах Своей милостью, и это те, что начинаются со слов: «И ‘Аиша…, И ансары…, После них таби’ины…». См.: «Ляуаих-уль-ануар» (2/105).
Остальные 4 бейта не удалось определить кто добавил, однако достаточно нашего указания на то, что они не относятся к словам автора – Ибн Аби Давуда, да одарит его Аллах Своей милостью, и не является правильным приписывание их ему.
Однако, что касается смыслов этих бейтов, то, несомненно, они правильные, хорошие и важные».
См.: «ат-Тухфату-с-саннийя» (с.122).

При подготовке также был использован перевод Абу Яхьи Крымского, да хранит его Аллах и воздаст ему благом.



Ответить