Вопросы, связанные с соболезнованием

Ответить
muslimkz
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 03 май 2010, 06:03

Вопросы, связанные с соболезнованием

Сообщение muslimkz »

Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракятуху
Бывают ситуации когда сообщают о смерти кого либо и призывают выразить соболезнования родственникам покойного и при этом смотрят на реакцию.
Можно ли выражать соболезнования по поводу смерти родственникам покойного, если родственники и покойный кафиры? если родственники мусульмане, а покойный кафир? если родственники кафиры, а покойный мусульманин?
Джазакяллаху хайран



Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 951
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/sfkitab

Сообщение Саляфит »

Уа алейкума ас саляму уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Из того, что было уже на форуме:

Выражать соболезнование даже мусульманину, у которого умер близкий родственник мусульманин, является желательным, но никак не обязательным. Сообщается, что когда умер Абу Талиб, ‘Али пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб умер. Кто его закопает?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Иди и закопай его». ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32. Хадис достоверный.
Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе указывается на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил соболезнование ‘Али в связи со смертью его отца - многобожника. И это является доказательством на недозволенность выражения соболезнования мусульманину, у которого умер близкий родственник - неверный, ибо нет в шариате указаний на дозволенность этого. А в отношении соболезнования неверному в связи со смертью неверного, этот аргумент можно применить тем более!” См. “Ахкамуль-джанаиз” 169.
Аль-Фадль ибн Зияд рассказывал: “Как-то я спросил Абу Абдуллаха: «Как соболезновать христианину?», на что он ответил: «Не знаю. А зачем ему соболезновать?»” аль-Халляль в “аль-Ахкам” 641.
Имам ан-Науауи сказал: “Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него – запрещены Кораном и единогласным мнением общины мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму’» 5/144.



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3050
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Для пользы:
Соболезнование мусульманам - Сунна
Что же касается соболезнования мусульманам в связи со смертью мусульманина, то это является Сунной! Къурра аль-Музани (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) садился, с ним всегда садилась группа из числа его сподвижников. Среди них был человек, у которого был маленький сын, шедший всегда позади него, и которого он усаживал перед собой в этих собраниях. Как-то пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Любишь этого мальчика?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха! Да полюбит тебя Аллах так, как я люблю его!» Спустя время мальчик умер, а этот человек перестал посещать эти собрания по причине печали о своем сыне. Когда же пророк (мир ему и благословение Аллаха) перестал его видеть, он спросил: «Почему я не вижу этого человека?» Они ответили: «О Посланник Аллаха, его сынок, которого ты видел с ним умер». Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встретил его, он спросил его о сыне и тот сообщил, что его сын скончался. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил ему соболезнование, а затем спросил: «Скажи, что было бы для тебя любимей, чтобы твой сын пребывал с тобой всю твою жизнь, или чтобы когда ты завтра явишься к дверям Рая, увидел его опередившим тебя и открывающим для тебя его врата?» Тот ответил: «О пророк Аллаха, конечно же опередившим меня и открывающим для меня врата Рая любимей мне!» На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это и будет тебе». Тогда один человек из числа ансаров сказал: «О Посланник Аллаха, да сделает меня Аллах выкупом за тебя! Это только для него или для всех нас?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Напротив, для всех вас». Ахмад 5/35, ан-Насаи 2088, аль-Хаким 1/384. Достоверность хадиса подтвердили ан-Науауи, аш-Шаукани, аль-Альбани. См. “аль-Хуляса” 1/1045, “Тухфату-ззакирин” 368, “Сахих ат-таргъиб” 2007.

За соболезнование мусульманам полагается огромная награда
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждого правоверного мусульманина, выразившего соболезнование своему брату (в Исламе) в его несчастии, Аллах, Свят Он и Велик, обязательно оденет в одеяния благочестия в День воскрешения». Ибн Маджах 1601, аль-Байхакъи 4/59. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 195.

Наилучшие слова для соболезнования
А что касается лучших слов утешения при соболезновании, то об этом говорится в известном хадисе: Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "В свое время Зайнаб дочь пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала к нему так как ее сын находился при смерти. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) отослал человека обратно, велев ему приветствовать их и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха”. Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда он пошел к ней, и вместе с ним пошли Са‘д ибн ‘Убада, Му‘аз ибн Джабаль, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит и некоторые другие люди. В доме дочери посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали мальчика, который уже начал хрипеть, и тогда глаза пророка (мир ему и благословение Аллаха) наполнились слезами. Увидев это, Са‘д спросил: “О посланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это — милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов, и Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих”». аль-Бухари 1284, Муслим 923.
إِنَّ لِلَّهِ مَا أَخَذَ، وَ لَهُ مَا أَعْطَى وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى...فَلْتَصْبِرْ وَالْتَحْتَسِبْ
/Инна ли-Лляхи ма ахъаза, уа ляху ма а’та уа куллю шей ин 'индаху би аджалин мусамма. Фаль-тасбир уаль-тахтасиб/.



Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3625
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/al_asari_com/

Re:

Сообщение salyafit_07 »

A'mash писал(а):"Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха"
Шейх 'Усаймин (рахимаху-Ллах), комментируя это, сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что эти слова являются самым лучшим выражением соболезнования. Тот, кого постигло несчастье, услышав эти слова, вероятнее всего успокоится. Необходимо отметить, что соболезнования в сущности не являются поздравлениями, как об этом сегодня думают в простонародье. Они накрывают столы, зажигают огни, зовут чтецов Корана, кормят гостей. Настоящие соболезнования заключаются в том, что ты укрепляешь человека в трудную минуту, направляешь его к терпению.
Бывает так, что у человека умер двоюродный брат, но его совершенно это не печалит. Поэтому ученые говорят: "Сунной является выражение соболезнований тому, кого постигло несчастье, а не всякому родственнику". Ведь, бывает такое, что человека нисколько не тревожит смерть своего родственника.
К сожалению, в наше время всё стало иначе, и соболезнования стали выражать даже тем родственникам, которых нисколько не тревожит смерть человека. Соболезнуют даже тому, кто готов радоваться из-за смерти своего родственника и бить в бубны (из-за большой радости). Например, человек является бедняком и у него постоянно конфликты со своим двоюродным братом. И вдруг двоюродный брат умер, оставив миллион дирхамов. Разве этот бедняк будет грустить по причине смерти этого двоюродного брата или же будет радоваться?! Он будет говорить: "Хвала Аллаху, Который избавил меня от проблем с его стороны, да еще и оставил мне такое наследство!". Разве такому следует выражать соболезнования?!". Шарх "Рияд ас-салихин", хадис №29. ИСТОЧНИК



Аватара пользователя
Зуль-Карнейн01
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 июл 2014, 19:40

Re:

Сообщение Зуль-Карнейн01 »

Салам Алейкум! А можно ли говорить такие слова? как: ДЕРЖИТЕСЬ!, КРЕПИТЕСЬ!
Просто разумом понимаешь, что нельзя соболезновать говоря: Пусть Господь его помилует или там как они говорят.... Царствие небесное.

А вот просто сказать Держитесь или крепитесь. Можно ли?! Особенно тем кто нам мусульманам не отказывают. Баракаллаху фикум!



Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3050
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
Зуль-Карнейн01 писал(а): А можно ли говорить такие слова? как: ДЕРЖИТЕСЬ!, КРЕПИТЕСЬ!
Просто разумом понимаешь, что нельзя соболезновать говоря: Пусть Господь его помилует или там как они говорят.... Царствие небесное.
А вот просто сказать Держитесь или крепитесь. Можно ли?! Особенно тем кто нам мусульманам не отказывают. Баракаллаху фикум!
Некоторые учёные дозволяли подобное.
Гъалиб ибн Хуттаф сказал: “Если будешь выражать соболезнование зиммийю (неверный, находящийся в договоре с мусульманами), то скажи ему: «Да не постигнет тебя ничего, кроме блага»”. аль-Халляль в «аль-Джами’» 642.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Вопрос выражения соболезнования неверному в связи со смертью кого-то из его близких или друзей, является спорным среди учёных. Из учёных были такие, кто говорил: «Выражение им соболезнования запрещено».
Были такие, кто говорил: «Это дозволяется».
И из них были такие, кто делал разграничения, говоря: «Если в соболезновании неверному есть польза, как надежда принятия им Ислама, или избавление от вреда, тогда это дозволено, а если нет, то запрещено».
Правильным же мнением является то, что если соболезнование им будет восприниматься как их возвеличивание и почитание, тогда это запрещается. А если этого в данном поступке нет, то следует смотреть на пользу”
. См. “Фатауа фи ахкам аль-джанаиз” 353.
Кстати, шейх Хусайн аль-‘Ауаиша передавал, что шейх аль-Альбани дозволял выражать соболезнование неверному. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхийя аль-муяссара” 4/185.
Однако мнение шейха аль-Альбани конкретизируется такими условиями, чтобы неверный не был из числа сражающихся с мусульманами и проявляющих ненависть к Исламу и мусульманам; и чтобы учитывались допустимые выражения при этом. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 1/430.
Аллаху а’лям.



Ответить